послужили существенной темой для критики А. Гхошем
клас- сического восьмеричного пути, и его Интегральная йога призывает
не уходить от жизни, а возвыситься над ней, реализуя в активной деятельности
возможности своего Я, развивая всесторонне свои способности. О
том же писали Н. К. и Е. И. Рерих. Классическая йога, кроме того, основана
в основном на трансформирующем воздействии Восходящей Силы, т. е. прежде всего
- статической энергии Кундалини, которая пробуждается сначала методами Хатха-йоги
и затем - медитативными упражне- ниями. Наоборот, Интегральная йога Гхоша
основана на благотворном влиянии Нисходящей Силы из других, более высоких
миров и энерго-информационных полей и потоков. Для того, чтобы в человека
вошла эта Нисходящая Сила, его ум и вообще весь организм должен быть готов,
иначе ей не будет в нем места. Войдя в человека, эта сила в итоге помогает
делать нам нашу работу в этом мире, как указывает Шри Ауробиндо, создает вместе
с тем возможности для того, чтобы подняться на значительные высоты духа и
осознать ряд важнейших религиозно- философских истин.
Безмолвие разума, таким образом, есть необходимое условие для того, чтобы
на нас подействовала Нисходящая Сила. Вместе с этим мы одновременно получаем
возможность осознать, что наше истинное Я находится выше тела,
эмоций или интеллекта и что оно реально существует. Ментальная завеса рушится,
и сознание получает реальную возможность увидеть мир и людей такими, какими
они на самом деле являются.
МЕТОДИКА: Исходная точка в Интегральной йоге состоит в умении через Спокойствие
прийти к Безмолвию разума. Первое, чему следует научиться, - это устанавливать
Спокойствие ума. Когда мы сидим с закрытыми глазами и анализируем состояние
ума, вначале мы оказываемся прямо-таки затопленными потоком самых разнообразных
мыслей. Они возникают, появляются отовсюду вновь и вновь. Существует несколько
способов их утихомирить. Первый метод успокоения ума заключается в концентрации
на то стремление, цель, девиз, который есть у каждого из нас над умом или
глубоко внутри. Это стремление становится главным (доминантой), а все остальные
мысли постепенно приобретают все меньшую силу и отбрасываются. Второй способ
состоит в использовании некоторого образа, например, безбрежного Океана, гладкой
поверхности озера, на которой мы лежим или по которой плывем, становясь постепенно
сами этой спокойной беспредельностью. Третий способ заключается в том, что
после созерцания в течение примерно одной минуты свободного хаотичного потока
мыслей начать постепенно от них уходить, оставляя их в стороне.
Однако не должно быть увертывания от всепродолжающих возникать
мыслей (как в фехтовании или боксе). Лучше все мысли без исключения вытеснить
мощной, упругой волной Безмолвия, сила которой очень велика. Безмолвие обладает
защитными свойствами, барьерной функцией. Оно в состоянии вытеснить любые
построения интеллекта, отбросив их куда-то в сторону, обратно вовне. Четвертый
способ - это ощутить и мысленно увидеть внутренним взором, как
в вас входят из окружающего пространства мысли, и отгонять их, как отгоняют
от себя назойливых мух, например, движением ресниц при полузакрытых глазах.
Каждый может найти свой метод, путь, позволяющий вкладывать минимум напряжения
в поиски и установление Безмолвия. В любом случае никогда нельзя подавлять
мысли прямым образом: сфера интеллекта то и дело будет устраивать вам восстания,
напоминая неподвластную, разбушевавшуюся стихию. Не следует также закостеневать
в духовном уединении, т.к. привычка к одиночеству сама по себе является ослабляющим
фактором для жизни в миру. Лучшее средство не допускать этого - практиковать
успокоение ума там, где это кажется труднее всего - в метро, в транспорте,
на улице, в перерывах между работой. В целом ряде случаев эффект контраста
будет очень силен, и внезапно наступившее Безмолвие внутри вас будет лучшим
доказательством его существования.
Для того, чтобы лучше закрепить достигнутые уровни покоя, мы рекомендуем повторять
время от времени мысленно формулы самовнушения.
Количественные изменения неизбежно перейдут в качест- венные: степень достигнутого
спокойствия ума будет все более высокой, и все это будет ощущаться вами. Рано