и существуют не только у человека, но и у животных. По Бехтереву транс - это
вид естественного сна, который может быть получен как психическим воздействием,
так и физическим, в том числе и опосредованно.
Бехтерев считал транс искусственно вызванным сочетанным рефлексом тормозного
характера с подавлением активного внимания. Бехтерев объяснял транс торможением
активного сосредоточения под влиянием пассов... или же торможением, связанным
со словесным или символическим обозначением сна: приказательным или убеждающим
спите! Он считал, что вызыванию транса способствуют монотонные
физические раздражения, но главная роль принадлежит все же внушению, которое
есть не что иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней
идеи, прививание, происходящее без участия воли и внимания воспринимающего
лица и нередко без ясного даже с его стороны сознания. Бехтерев считал,
что наиболее сильно внушение действует тогда, когда оно подается естественно
и совершенно незаметно для лица, на которое оно направлено, а потому обычно
не вызывает с его стороны никакого сопротивления и проникает прямо в подсознание,
минуя активное внимание бодрствующего сознания.
Бехтерев большое значение придавал внушаемости пациентов, под которой понимал
способность или склонность в большей или меньше йстепени воспринимать
и усваивать внушение, будет ли оно обуславливаться внутренними или внешними
побуждениями.
Бехтерев считал, что сон человека и животных, как и транс, имеют единую природу
- торможение активности коры больших полушарии.
Бехтерев создал теорию и практику коллективного транса и разработал вопросы
социальных последствий такого рода воздействий.
Бехтерев был блестящим ученым и талантливым пропагандистом учения о трансе
и его роли для науки и общества.
К сожалению, многие открытия Бехтерева, например, учение об искусственных
(условных) рефлексах, теория торможения и др. позднее стали приписывать физиологу
Павлову, хотя Павлов всю жизнь проработал с собачками и в психиатрии и нейрофизиологии
человека не разбирался. Но неожиданное убийство Бехтерева в расцвете его научных
поисков лишило науку, на наш взгляд, великого мыслителя, который после Бодхидхармы
был наиболее близок к разгадке феномена человека. Трагически сложилась и судьба
научного наследия Бехтерева. Большинство его самых интересных идей вообще
нигде не записаны, а из того, что записано, многое утеряно, а многое неизвестно
где скрыто и недоступно для изучения современниками.
Бехтерев был великим врачом-практиком, но и эта часть его наследия утеряна,
никто сейчас не знает, как Бехтерев мог управлять и подчинять себе мозг любого
человека или животного. Известно лишь, что практика метода Бехтерева вызывала
восторг и восхищение у Дурова, Шаляпина, Горького и др., знавших толк в зрелищах
и психологии человека. По собственному опыту знаем, что очень интересные мысли
и демонстрационные чудеса часто приходят и случаются именно на случайных публичных
выступлениях или в кругу друзей, но, к сожалению, никто их не фиксирует и
они исчезают из памяти и науки навсегда, оставляя лишь восторг у зрителей
или слушателей. Так и судьба Бехтерева, блистал пока жил, а умер, и восстановить
самое главное - его практику - уже невозможно.
МЕТОД АДЛЕРА
С древних времен известны выражения типа: человеком правят стремление
или к знаниям, или к власти, или к богатству. Адлер считал, что любой
человек прежде всего старается в той или иной форме самоутвердиться и ощутить
в чем-либо свое превосходство. Эти неосознанные желания базируются на стремлении
личности к власти. Большинству людей по Адлеру свойственна искаженная самооценка,
которая приводит или к самоуничижительным поступкам, или самовосхвалению,
неадекватным реакциям и странному поведению с привлечением к себе внимания.
Следовательно, в основе поступков и поведения людей, по Адлеру, лежат ущемленная
воля к власти. Таким образом, задача врача-психотерапевта, в случае серьезного
искажения самооценки, сводится к разъяснению необходимости адекватного правительного
нормального социального поведения, то есть такого поведения, при котором не
происходит ни самоунижения, ни притязательного самовозвеличивания.
В духовном плане Адлер пытался бороться