Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 2)

и существуют не только у человека, но и у животных. По Бехтереву транс - это

вид естественного сна, который может быть получен как психическим воздействием,

так и физическим, в том числе и опосредованно.

Бехтерев считал транс искусственно вызванным сочетанным рефлексом тормозного

характера с подавлением активного внимания. Бехтерев объяснял транс торможением

активного сосредоточения под влиянием пассов... или же торможением, связанным

со словесным или символическим обозначением сна: приказательным или убеждающим

спите! Он считал, что вызыванию транса способствуют монотонные

физические раздражения, но главная роль принадлежит все же внушению, которое

есть не что иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней

идеи, прививание, происходящее без участия воли и внимания воспринимающего

лица и нередко без ясного даже с его стороны сознания. Бехтерев считал,

что наиболее сильно внушение действует тогда, когда оно подается естественно

и совершенно незаметно для лица, на которое оно направлено, а потому обычно

не вызывает с его стороны никакого сопротивления и проникает прямо в подсознание,

минуя активное внимание бодрствующего сознания.

Бехтерев большое значение придавал внушаемости пациентов, под которой понимал

способность или склонность в большей или меньше йстепени воспринимать

и усваивать внушение, будет ли оно обуславливаться внутренними или внешними

побуждениями.

Бехтерев считал, что сон человека и животных, как и транс, имеют единую природу

- торможение активности коры больших полушарии.

Бехтерев создал теорию и практику коллективного транса и разработал вопросы

социальных последствий такого рода воздействий.

Бехтерев был блестящим ученым и талантливым пропагандистом учения о трансе

и его роли для науки и общества.

К сожалению, многие открытия Бехтерева, например, учение об искусственных

(условных) рефлексах, теория торможения и др. позднее стали приписывать физиологу

Павлову, хотя Павлов всю жизнь проработал с собачками и в психиатрии и нейрофизиологии

человека не разбирался. Но неожиданное убийство Бехтерева в расцвете его научных

поисков лишило науку, на наш взгляд, великого мыслителя, который после Бодхидхармы

был наиболее близок к разгадке феномена человека. Трагически сложилась и судьба

научного наследия Бехтерева. Большинство его самых интересных идей вообще

нигде не записаны, а из того, что записано, многое утеряно, а многое неизвестно

где скрыто и недоступно для изучения современниками.

Бехтерев был великим врачом-практиком, но и эта часть его наследия утеряна,

никто сейчас не знает, как Бехтерев мог управлять и подчинять себе мозг любого

человека или животного. Известно лишь, что практика метода Бехтерева вызывала

восторг и восхищение у Дурова, Шаляпина, Горького и др., знавших толк в зрелищах

и психологии человека. По собственному опыту знаем, что очень интересные мысли

и демонстрационные чудеса часто приходят и случаются именно на случайных публичных

выступлениях или в кругу друзей, но, к сожалению, никто их не фиксирует и

они исчезают из памяти и науки навсегда, оставляя лишь восторг у зрителей

или слушателей. Так и судьба Бехтерева, блистал пока жил, а умер, и восстановить

самое главное - его практику - уже невозможно.

МЕТОД АДЛЕРА

С древних времен известны выражения типа: человеком правят стремление

или к знаниям, или к власти, или к богатству. Адлер считал, что любой

человек прежде всего старается в той или иной форме самоутвердиться и ощутить

в чем-либо свое превосходство. Эти неосознанные желания базируются на стремлении

личности к власти. Большинству людей по Адлеру свойственна искаженная самооценка,

которая приводит или к самоуничижительным поступкам, или самовосхвалению,

неадекватным реакциям и странному поведению с привлечением к себе внимания.

Следовательно, в основе поступков и поведения людей, по Адлеру, лежат ущемленная

воля к власти. Таким образом, задача врача-психотерапевта, в случае серьезного

искажения самооценки, сводится к разъяснению необходимости адекватного правительного

нормального социального поведения, то есть такого поведения, при котором не

происходит ни самоунижения, ни притязательного самовозвеличивания.

В духовном плане Адлер пытался бороться