тем ярче образ. Все, что возникает в первом состоянии, имеет место и во втором,
поскольку второе есть лишь возобновление первого. Подобно этому в той борьбе
за существование, которую ежеминутно ведут между собою различные образы, именно
образ, изначально наделенный большей энергией, обладает в силу породившего
его закона повторения способностью в любом конфликте вытеснять своих соперников.
Вот почему он сразу же возникает вновь, да и затем часто повторяется, покуда
законы постепенного угасания и постоянный натиск новых впечатлений не сокрушат
его привилегии, а образы-соперники, добившись свободы действий, не обретут
наконец возможность самостоятельного развития. Работы Рише, Тэна, Тарда,
Мори привели к тому, что бессознательное стало рассматриваться как активная
часть личности и одновременно как хранилище переживаний, впечатлений и эмоций,
начиная с детского возраста, а к настоящему моменту вытесненыых в подсознание
или проявляющихся в сновидениях. Поэтому Фрейду оставалось только собрать
все разрозненные научные идеи и попытаться объединить их в одну общую теорию
бессознательного.
Фрейд считал, что кроме сознания в психике человека существует подсознательное
и бессознательное. Бессознательное анатомически расположено в центрэнцефалической
системе, ретикулярной формации, которая играет определяющую роль в поведении
животных и человека, т.е. сознание управляется бессознательным через механизм
предсознания. Основным доказательством существования бессознательного по Фрейду
являются феномены постгипнотизма, сна, сомнамбулизма и в проявлениях некоторых
болезней, а психическую жизнь человека Фрейд смутно представлял как комплексную
систему, функционирующую по законам последствий борьбы бессознательных влечений
и аффектов с противоречивыми сознательными установками и активными факторами
внешней и внутренней среды, хотя дать такое простое, но ясное определение
ни в одной своей работе Фрейд не сумел.
Зигмунд Фрейд построил свой метод на утверждении, что животное происхождение
человека биологически обусловило его подсознание, следовательно два ведущих
животных инстинкта руководят бессознательным в человеке - это страх смерти,
затмевающий его иногда инстинкт продолжения рода. Страх и сексуальное влечение
- от ключи к разгадке сознательного и тем более бессознательного поведения
человека. Фрейд считал, что именно половой инстинкт вызывает у человека стремление
к наслаждению, т.е. человек - это существо, которое воспринимает реальность
и реагирует на нее сквозь призму эмоций, в том числе в гипнотическом отношении,
по мнению Фрейда, присутствует эротическая эмоция. К сожалению, многие не
понимают Фрейда и упрощают его взгляды на природу человека.
Фрейд пытался освободиться от транса и построить медицину без использования
транса, но так и не мог до конца своей жизни это сделать. Поэтому созданный
им метод психоанализма позволил лечить в основном неврозы и оказался профессионально
слабоэффективным или совсем неприменимым к другим заболеваниям человека.
Фрейд утверждал, что подсознательные влечения могут вытесняться, превращаться
в противоположные, сублимироваться и обращаться на собственную личность. Процесс
вытеснения состоит в том, чтобы вытеснить из сознания в подсознание закамуфлированные
под образы представления или мысли основные инстинкты человека - сохранения
и продления жизни. Фрейд считал, что биологическая энергия этих двух основных
инстинктов создает через механизм проникновения из бессознательного в сознание
психическую энергию, которая и питает все психические процессы. Отсюда и следует,
что энергетически сознание и поведение человека определяются его сексуальностью
- либидо. Сексуальные влечения могут вытесняться в бессознательное, и вытесненные
в бессознательное, они ищут способ косвенного удовлетворения, что и обуславливает
возникновение неврозов.
Фрейд считал, что при отсутствии возможности непосредственно удовлетворить
половой инстинкт (сексуальное влечение) автоматически срабатывает механизм
сублимации и удовлетворение происходит опосредованно через активную профессиональную,
научную, художественную, творческую и иную деятельность. Обращение влечёт
на собственную личность, обуславливают характер человека, его