только гипнозом и
его феноменологией, сделал все-таки ошибочный вывод о том, что гипноза не
существует вообще, а есть только внушение. Объясняя физиологический механизм
внушения нервной деятельностью, Бернгейм говорил, что каждая клетка
мозга, приведенная в действие мыслью, в свою очередь приводит в действие исходящие
из нее нервные волокна, а те передают полученный импульс органам, которые
его реализуют. Я называю это законом идеодинамизма.
Бернгейм впервые установил, что вызываемые с помощью .внушения параличи или
анестезии не приводят к анатомическим или физиологическим нарушениям.
Бернгейм был выдающимся психотерапевтом. В 1889 г. на Конгрессе по гипнотизму
он. рассказал, что добивается в 20 процентах случаев глубокого гипноза от
своих частных пациентов и в 80 процентах случаев - в больничных условиях.
Это значительно выше средней научной нормы на 5 процентов.
В своей работе О внушении и его применениях в терапии Бернгейм
приводит удивительную статистику результативности лечения внушением: из 105
случаев в 81 получено полное излечение, а в 22 случаев - частичное.
Бернгейм первый европейский ученый, который предложил дополнить гипнотерапию
внушением в бодрствующем состоянии, поэтому его следует считать отцом суггестологии,
рациональной психотерапии, психоэнергосуггестии, имаготерапии и других современных
направлений в психотерапии, основанных на внушении в бодрствующем состоянии.
Заслуга Мансийской школы в том, что она сделала серьезную научную попытку
объяснить учение о внушении и гипнотизме законами биологии и психологии.
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА
Наиболее известными представителями Парижской (Саль-петриерской) школы были:
Шарко, Бабинский, Дюмонпалье, Люис, Бюрк, Анкосс, Буррю, Бине, Фере, Бюро,
Жане, Рише.
В 1876 году в течение года в клинике Сальпетриер комиссия Биологического общества
в составе: Шарко, Люиса и Дюмонпалье по указанию Клода Бернара проверяла в
эксперименте результаты и выводы 25-летних исследований Бюрока в области металлотерапии.
Результаты проверки показали, что действительно, различные металлы при их
наложении на поверхность кожи человека оказывают заметный лечебный эффект.
После этих исследований Шарко, начиная с 1878 года, приступил к самостоятельным
исследованиям в области гипнотизма. Шарко описал в 1882 году гипноз как явление
соматическое, возникающее под действием физических факторов. Существование
гипнотического состояния было подтверждено в школе Шарко наличием объективных
физиологических признаков. К гипногенным физическим фактором были отнесены
- свет, температура, атмосферное давление, электричество, магнит, металлы,
лекарственные вещества, звук, тактильные раздражения и др.
В 1989 году учение школы Шарко было представлено Бабинским на Первом международной
конгрессе по физиологической психологии. Основными моментами нового понимания
гипноза были следующие:
1. Только соматические явление позволяют объективно судить о наличии гипнотического
транса. В любом ином случае мы имеем дело с симуляцией.
2. Под законченным гипнотическим трансом следует понимать его третью наиболее
глубокую фазу.
3. Гипнотический транс, в том числе и глубокий, может возникать у некоторых
людей под воздействием различных
обстоятельств самопроизвольно, в том числе и без всякого внушения.
4. В гипнотизме, особенно в его наиболее выраженных крайних формах проявления,
могут присутствовать психопатологические состояния. Этим объясняются некоторые
странности неадекватного поведения такого рода категории лиц, которых обязательно
встречал любой практикующий психотерапевт.
5. По своей этиологии и наблюдаемой феноменологии гипноз можно назвать искусственной
истерией.
Опытным путем Шарко впервые установил, что вызываемые внушением психофизиологические
сдвиги в последующем при необходимости легко могут быть устранены. Шарко первый
констатировал, что психические и органические параличи дают разную клиническую
картину. К сожалению, некоторые современные исследователи гипноза - психоаналитики
до сих пор, несмотря на работы Шарко, вычленяют из всей гаммы межличностных
отношений только эмоциональную составляющую и подсознание в строго и единственно
эротической окраске. Так как поведение Фрейда в Париже уже в те годы носило