г. до н.э.), Амос (ок.770 г. до н.э.), Осия (ок.750
г. до н.э.), Исайя (ок.730 г. до н.э.), Иезекииль (ок.850 г. до н.э.), Исайя
Второй (ок. 550 г. до н.э.) и др. Учение Моисея стало религией Ветхого Завета.
К пятому веку до н. э. в Иудее окончательно утвердился единый культ бога Яхве,
такой строгий монотеизм в истории человечества был первым. Здесь же окончательно
закрепилась и идея о богоизбранничестве еврейского народа, евреи верили, что
когда бог Яхве простит свой народ за грехи и нарушения заповедей, то вознесет
его выше всех народов на земле.
Иерусалимский храм был разрушен в 70 г. Титом Флавием, а в 133 г. был разрушен
и сам Иерусалим. В 132-135 гг. после разгрома Римом второго иудейского восстания
евреи были окончательно изгнаны из Палестины и рассеяны по всей Римской империи.
Разбросанными по всему миру еврейскими общинами руководили талмид - хахамы
(позже раввины). В III-V вв. в среде вавилонских и палестинских евреев был
создан Талмуд-кодекс, религиозно-юридических прав житейской и вероисповедной
мудрости, который стал основой всей жизни еврейских общин. Раввины стали судьями
не только в религиозных делах, но и в мирских.
В VIII в. в Вавилонии возникла секта караимов. Караимы не признали Талмуд.
В XVIII в. у евреев Юго-Западной России родилось мистическое религиозное движение
хасидов. Основоположником движения был Израиль Бешт, проповедовавший трансовый
метод непосредственного общения с богом с помощью религиозной экстатической
психотехники.
Ознакомившись коротко с историей евреев, приведем текст учения Моисея (исх.
20:1-17):
Изрек Бог все слова сии, говоря:
Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что
на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий
детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня.
И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит
без наказания того, кто произносит имя его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои.
А день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела
ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой,
ни пришелец, который в жилищах твоих.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; в день
седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле, которую
Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его,
ни рабыни его, ни кола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Необходимо привести еще и следующее высказывание Моисея (Исх. 20:20):
И сказал Моисей народу: Не бойтесь, Бог пришел, чтобы испытать вас и
чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили.
Анализируя суть учения Моисея, необходимо сказать, что сам Моисей для того,
чтобы доказать еврейскому народу, а затем египтянам свое право говорить от
имени Бога, продемонстрировал феномены трансового искусства очень высокого
порядка. Так как многие чудеса Моисея легко повторяли египетские
жрецы, то можно говорить о широком распространении трансовой культуры того
времени. Таким образом, Моисей предстал перед нами как классический пророк,
религиозный реформатор и основатель новой религии - иудаизма.
Моисей был первым в истории человечества, кто создал монотеистическую религию
и доказал с помощью трансового искусства свое право говорить от имени Бога.
Рождение и сама жизнь Моисея, его встреча с Богом у горы Хорив, а также слова
Бога о том, что он Бог его дедов и прадедов, послужили классическим образом
для всех последующих основателей религий - Будды, Лао - цзы, Иисуса, Мухаммеда
и др.
Моисей первым в истории человечества ввел нравственный смысл в жизнь человека
и создал учение