Кандыба Виктор Михайлович

Сверхвозможности человека (Часть 2)

судьбы, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентации.

2. Для достижения высокой работоспособности необходимо соблюдать несколько условий. Вот они:

1) Постепенное вхождение в работу.

2) Последовательность и определенная система в труде, деятельность по плану.

3) Правильное распределение нагрузки - дневной, недельной, месячной и даже годовой. Штурмовщина и безделье недопустимы. По К.С.Станиславскому, человек творческого склада должен научится трудное сделать привычным, привычное - легким и легко - прекрасным.

4) В умственном труде преимущественное применение логического запоминания, которое экономнее механического (зубрежки) более чем в 20 раз.

5) Осознание важности своего труда.

6) Организация рабочего места: чистота воздуха, температура воздуха 16-18° С , относительная влажность 35-70 %, нормальное освещение (настольная лампа в 50-60 Вт), порядок на рабочем месте, отсутствие звуковых и других раздражителей.

7) Периодический короткий отдых.

8) Завершение работы при любых условиях.

3. Как лучше отдыхать.

Полезнейший для здоровья отдых - это следование личным интеллектуальным пристрастиям: рыбная ловля, охота, занятия музыкой, общение с друзьями и др.

Напоминаем правила, соблюдая которые вы обеспечите себе хороший отдых.

1) Отдыхать активно, не валяться целыми днями в кровати или на диване.

2) Не заниматься в выходной день тем же, чем в обычные дни, переменить вид деятельности.

3) Непременно побывать не менее 3-4 ч на свежем воздухе.

Горожанам лучше выехать за город.

4) Выходной день - лучшее время для занятий спортом.

5) Полезно ухаживать за садом и огородом.

СУДЬБА ЮНЫХ ГЕНИЕВ

Время от времени они засвечиваются - то на телеэкране, то на газетной полосе, вызывая у нас целую гамму чувств - от восхищения до зависти. В жизни они встречаются редко. Во-первых, потому что их мало, а во-вторых, потому что они движутся по своей траектории. Но однажды они сливаются с нами, то есть растворяются, и о бывшем чуде свидетельствуют разве что грамоты, да дипломы, бережно хранящиеся в шкафу.

Большинство вундеркиндов, увы, во взрослой жизни никак себя не проявляют. От них по инерции еще ждут чудес, не желая поверить в то, что цветы уже отцвели и оживить их по силу лишь волшебнику.

Валерий Хилтунен, владелец картотеки российских вундеркиндов, рассказывал, что за всю свою журналистскую жизнь встретил лишь одного бывшего чудо-ребенка, который и в старости не иссяк, продолжая изумлять мир. Это был Айзек Азимов, мальчик из-под Смоленска, ставший великим американским писателем-фантастом. Айзек, в то время Исаак, почувствовал на себе все проблемы вундеркиндизации. Он с детства знал, что будет гением, и за это его жутко били, приговаривая: Никакой ты не гений, будь как мы! До самой смерти Айзек Азимов сохранил непонятный страх перед самолетами, пароходами. Он раз в неделю спускался из своего небоскреба. Этот страх помешал ему побывать на родине.

Устраивать встречи бывших вундеркиндов перестали: уж больно грустное это зрелище - видеть людей, у которых так резко разошлись ожидания и возможности.

Когда вчерашний победитель олимпиад, гордость школы, украшение концертов, привыкший к восторженному вниманию, эдакий белый вороненок становится таким, как все, - это целая драма. Начинаются комплексы и неврозы. Для хрупкой и чувствительной натуры превращение из вундеркинда в обычного человека может привести к катастрофе, вплоть до самоубийства. Сильная, уверенная в себе личность пойдет дальше, спокойно обходясь без ловли звезд с неба. Как спортсмены или танцоры, отработав отпущенный природный срок, ищут себя в другом. Правда, в отличие от вундеркиндов они сумели себя полностью реализовать.

Кто занимается проблемами особо одаренных детей, знает, что в период полового созревания - с 11 до 14 лет - может наступить черная дыра, когда все утрачивается. Нейропсихологи имеют свою точку зрения: в этом возрасте происходит перестройка в деятельности мозга, особенно опасная для вундеркиндов.

Моцарт уже в три года повторял на клавесине пьесы, которые разучивала его восьмилетняя сестра, в шесть сочинял сонаты, а еще через пару лет затмевал маститых капельмейстеров. Бетховен славу гениального композитора снискал в десятилетнем возрасте. Жорж Визе в четыре года прекрасно знал нотную грамоту. Вундеркинды стали гениями. Можно привести похожие примеры из любой области науки или искусства.

Но много их не наберется. А есть люди с поздним стартом развития, которые никакими способностями не блистали в детстве, но расцвели в зрелом возрасте. Роден начал творить