знаний, с общественной жизнью.
9. Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Решая творческую задачу, человек обычно находится в плену привычных вариантов. Творческие идеи направляются по вектору психологической инерции, т.е. туда, где меньше всего можно ожидать новых оригинальных решений.
Методы творчества. Назовем некоторые из них.
1. Аутотренинг как метод стимуляции творческих способностей: а) на заключительной стадии при выполнении упражнений на расслабление включения формул на решении искомых проблем с помощью собственной интуиции во сне и их реализация в сознании после пробуждения (Утро вечера мудренее);
б) укрепление под влиянием самовнушения веры в свои возможности и изменение самооценки личности (реализация внушения высокоталантливой личности возможна на основе выраженной мотивации к достижению успеха и наличии соответствующего уровня специфических навыков).
2. Метод фокальных объектов. Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный) объект, находящийся в центре внимания, в результате чего получаются необычные сочетания, помогающие преодолеть психологические инерции. Так, если случайным объектом взят тигр, а фокальным - карандаш, то получается сочетание типа полосатый карандаш, клыкастый карандаш и т.п.
3. Метод морфологического анализа:
а) выделяют главные характеристики объекта (идей) - ось (стволы);
б) по каждой из осей (стволов) записывают всевозмож-
ные варианты - элементы (ветви).
Пример - проблемы запуска двигателя автомобиля в зимних.
В качестве осей можно взять такие: источники энергии для обогрева, способы подачи энергии от источника к двигателю и т.д. Элементами для оси источники энергии могут быть: аккумулятор, бензогорелка, пар, горячая вода, химический генератор тепла. Записав элементы по всем осям и комбинируя сочетания
различных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. Причем сочетания могут получиться самые неожиданные, ведущие к оригинальному решению проблемы.
4. Метод мозгового штурма (мозговой атаки) - для коллективного творчества:
а) выделить в коллективе группу наиболее находчивых людей - генераторов идей;
б) поставить перед этой группой задачу - поиск идей по существу задачи. За 20-30 мин. члены этой группы могут выдвинуть десятки самых разных, в том числе невероятных и даже абсурдных, идей; причем критика любых идей запрещается, разрешается их подхватывать и развивать (все идеи должны быть зафиксированы);
в) полученные идеи передаются в другую группу этого же коллектива (группу критиков, хорошо подготовленных в данной области) - они должны выявить в каждой идее рациональное зерно и найти нужное решение поставленных задач.
Мозговой штурм оказывается наиболее эффективным при сочетании с таким методом, который направлен на то, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное - чуждым. Превратить незнакомое в знакомое означает изучить проблему и привыкнуть к ней. После этого нужно проделать обратную процедуру - сделать привычное чуждым. Это достигается с помощью следующих четырех операций:
1) личное уподобление - отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с подвижной частью механизма, деталью машины;
2) прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знаний, например, инженер-электроник, решая техническую задачу, ищет аналогии в гидравлике, в термодинамике;
3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи;
4) фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке, т.е. игнорируются фундаментальные законы природы, например, можно произвольно включать и выключать земное тяготение, менять скорость света и т.д.
Известно, что в положении лежа мыслительные функции у человека снижаются, а вот ходьба в период мыслительной деятельности, напротив, стимулирует творческие возможности человека. Рекомендуется за несколько минут перед сном обдумывать наиболее трудные вопросы, которые не могли решить в течение дня.
Примечания: 1. Различают три разновидности ума:
а) Концептуальный ум: позволяет людям, обладающим им, хорошо решать логические, математические и лингвистические задачи.
б) Эстетический ум: люди, обладающие им, стремятся к познанию формы явлений, не всегда пользуясь их причинами, и почти никогда - их практическим использованием.
в) Социальный ум: люди, обладающие им, сосредоточены на межличностных отношениях и особенно проницательны в принятии решении, затрагивающих человеческие