психотехнике, которая рассматривается в разделе о телепатии. В случаях, когда ученик или группа слушателей не владеет необходимой психотехникой, следует при помощи специальных приемов психологического воздействия добиться у них заторможенного, максимально суженного сознания. Такое состояние сознания достигается при гипнозе, управляемой медитации, просоночных состояниях и др. Наличие суженого сознания отмечается у астеников, у некоторых глубоко религиозных и суеверных людей, у лиц, ослабленных соматическими заболеваниями и др., а также у лиц, находящихся в удобной, располагающей ко сну, позе, особенно, если усилить эффект вызыванием чувства глубокого внутреннего покоя и умиротворения, приятной тяжести и тепла во всем теле, спокойного дыхания, сопровождаемого мерным звуком, утомлением глаз и т. д. Способствует сужению сознания и утомление, наступающее в вечернее время, а также пасмурная или дождливая погода, слабая освещенность (полумрак или свет синей лампы). Технической основой внушения является умело выстроенная игра на развитом воображении и чувстве веры ученика, поэтому внушаемость выше. У тех, кто живо и активно включается в предлагаемую игру и старательно разыгрывает предлагаемую роль. Благодаря эмоциональной поддержке, воображение разыгрывается настолько, что лето удается внушить установку на любой психофизиологический сдвиг в работе организма отдельного ученика или целой группы учеников. От развитости воображения зависят достоверность и качество внушения, особенно, если оно обеспечено устойчивым вниманием, достаточно хорошо работающей памятью и необходимым некритическим уровнем разума.
Внушение аффективнее, когда оно имеет эмоционально смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем ключевые внушающие слава должен произносить четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме.
Классическим примером эффективного внушения может служить манера магов в древности произносить проклятия и заклинания.
Непрямое внушение с отставным эффектом сильнее прямого, если внушаемые представления или действия не встречают сопротивления или даже поддерживаются и усиливаются ученикам, благодаря его опыту, поэтому косвенное внушение с отставным эффектом, к тому же потенцированное по ходу ожидания результата подтверждающими воздействиями, очень эффективно. Так, например, если ученик знает, что при помощи магнита можно снять боль в коленном суставе, то внушение типа: сейчас я прикладываю к колену лечебный магнит и через 2 мин. он снимает боль срабатывает лучше, чем внушение: Сейчас я сосчитаю до 5 и боль в колене пройдет. Таким образом, надо снижать порог противодействия, используя психологические приемы, незаметно включающие в игру с целенаправленным сценарием личность конкретного ученика (его взгляды, опыт и мироощущение), как бы подыгрывая ему. Внушаемость выше у лиц в возрасте 8-16 лет, особенно у девочек, причем внушающее воздействие будет сильнее, если оно будет усилено уже имеющимися представлениями. При этом следует отметить, что внушаемость будет повышена к тем представлениям, которые приняты или желательны для данного ученика. И, кроме того, чем полезнее и более ожидаема внушаемая информация, тем авторитетнее для ученика личность обучающего.
Усиливает внушаемость вера в могущество тех или иных воздействий или вера в могущество лица, осуществляющего эти воздействия. Поэтому предварительная демонстрация таких явлений значительно усиливает веру в ожидаемое чудо.
Повышают степень вербального внушения и соответствующие прикосновения к ученику пожатия, поглаживания, легкий массаж и др. Последовательная, целенаправленная многократность воздействий такие способствует внушаемости.
Действительности внушения служит придание внушаемой информации оттенка сугубой фактичности и подлинности, для чего постоянно делаются ссылки на авторитеты, печать, телевидение, приводятся яркие, убедительные факты, сообщаются фамилии, адреса и т.д.
Замечено, что внушаемость повышается в состоянии эмоционального возбуждения и страстного ожидания чуда. Чем выше вера и доверие, тем сильнее внушаемость: Внушение через чувства сильнее, чем через разум.
Внушение намного эффективнее, когда воздействие оказывают не на одного человека, а на большую массу людей. Причем если аудитория собралась не в первый раз и эмоционально возбуждена, то внушение более действенно. Таким образом, внушаемость в группе повышается и чем больше группа, тем лучше, так как начинают работать взаимовнушаемость и подражание,