а также ниже сердца в Вишнево красном дворце Заставы Металла оно пребывает также в Киноварном поле. Также в пространстве между бровями у людей оно действует: цунем выше находится Ясный зал, двумя цунями выше - Пещерный покой, тремя цувями выше - верхнее Киноварное поле.
Ян - это светлая, а инь - темная сторона горы. В мировоззренческом плане ян - нее, что относится к твердому, горячему, вместе с тем - к Движению, к светлому, мужскому началу. Инь - все противоположное, все, это относится к мягкому, Голодному, к покою, к темному, к женскому началу. Инь-ян взаимопроницаемы, присутствуют друг в друге, постоянно переходят друг в друга: ян прибывает, инь убывает, инь прибывает, ян убывает. Постепенно убывая, или постепенно нарастая, инь - ян неизбежно меняются местами. В древнем комментарии к И цзину оказано: Один раз инь, один раз ян - и есть путь (дао). Иначе говоря, дао пульсирует, обусловливая ритм вещей. Частота чередования инь- ян в каждом случай своя: оно совершается и через секунды, и через миллионы лет, определяя как путь галактики, так и каждого существа.
Тагор писал похожее: Итак, жизнь есть майя, как любят повторять моралисты, - она есть и она не есть. Мы находим в ней только ритм, в котором она проявляется. Тоже самое горные породы и минералы. Разве не доказала наука, что главное различие между элементами - ритм? Отличие золота от ртути основано только на различных ритмах строениях атомов, подобно тому, как различие между королем и его поданными заключается не в различии их тел, а в различных ритмах их положения... Что такое ритм? Это движение, созданное и регулируемое гармоническим ограничением. Частота чередования инь- ян различна, принцип один: когда исчерпается один круг, один виток, ему на смену приходит другой. Как сказано у Лаонцзы: Возвращение (к корню) есть действие дао. На феноменальном уровне, на уровне единичных вещей во всем начинают действовать две стороны, но с -точки зрения древних даосов, это не единство и борьба противоположностей. ?. их взаимопритяжение или взаимоотталкивание. Инь-ян могут находиться в благоприятной и неблагоприятной связи: взаимопорождения и взаимопреодо-ления. Одна сторона не может столкнуться с Другой, потому что присутствует в ней. Даже в ситуации упадка (Пи o- 12-я гексаграмма И цзина), когда три целые черты (ян) находятся в; верхней частой гексаграммы, а три прерванные (инь) - в нижней (всего в каждой гексаграмме шесть черт) инь- ян не сталкивается, а расходятся в стороны (это приводит к разрыву всеобщих связей), ибо тенденция легких ян тянуться к верху, а тяжелых инь -к земле. Совершенно мудрые склонялись к методу познания, в основе которого лежит принцип недеяния (увэй), не нарушения естественного состояния, улавливание естественного ритма (цзы-жаяь): В Поднебесной пути приводят к одинаковому, а многие размышления возвращают к единому.
В природе есть тот и другой вид связи, но древние греки взяли за основу один тип отношений, один уровень, в основном ориентируясь на человека, на целесообразность любого воздействия: Невозможно, чтобы одно и то
же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении... это, конечно, самое достоверное из всех начал (Аристотель), Платан: И вообще ни одна из противоположностей, оставаясь тем, что она есть, не хочет ни превращаться в другую противоположность, ни быть ею, но либо удаляется, либо гибнет.
Последователи И цзкна и даосы взяли за основу другой тип отношений, ориентируясь на природу, рассматривая отношения на уровне необходимости в пределах земли (с необходимостью ночь сменяется днем, жара --холодом, прилив - отливом, покой - движением).
Коротко обобщая, можно выделить по крайней мере три уровня или три типа взаимодействия противоположностей: один уровень, когда противоположности сталкиваются и дают новое качество (единство и борьба противоположностей); второй, когда они переходят друг в друга; и третий уровень, когда их равновесие достигает абсолютного покоя. Можно сказать, что на первом типе отношений сконцентрирована европейская философия, на втором - китайская, на третьем - индийская, хотя речь может идти, конечно, только о разных акцентах, о том, что какое-то из отношений преобладало.
Буддизм махаяны ставит акцент на не существовании противоположностей, нулевом пути: есть - это первая противоположность, не есть - вторая. То, что лежит между ними, не подлежит исследованию, неизреченно; пепроявлено, непостижимо и не имеет длительности. Это и есть нулевой путь, называемый истинным незнанием явлений бытия.
С точки зрения