привычки к концентрации сознания и не ставят себе целью вызвать гипнотическое состояние, как считают некоторые.
Кроме казинас практикуют привлечение любых ярких привлекательных предметов. (Например, истерия с пастухам яков).
6. Следующее упражнение в концентрации .мысли заключается в выборе какого-нибудь пейзажа, например, сада. Его созерцают, наблюдают во всех подробностях, запоминают растущие в нем разнообразные цветы, их группировки; деревья, присущую каждому форму ветвей, листьев и так далее - подробно весь сад. Создав себе четко представление о саде, когда его видишь уже очень четко и с закрытыми глазами, начинают из составляющего сад сочетания признаков мысленно, одну за другой устранять различные детали.
Постепенно цветы теряют окраску и форму, они рассыпаются. Даже оставшаяся от них пыль рассеивается. Деревья лишаются листвы, их ветви сжимаются, будто входят в ствол. Ствол утончается и превращается в простую линию. Линия эта становится асе тоньше и, наконец, исчезает. В результате остается только голая земля. У земли теперь нужно отнять траву, камни, почву... и земля тоже исчезает...
Последние четыре упражнения на концентрацию (три в п. 5 и одно в п. 6) являются в буддизме классическими и, называются - беспредметная медитация. Эти упражнения привадит к уничтожению представления о мире формы и материи. Последовательно постигается чистое и бескрайнее пространство, понимание бесконечности сознания, и, наконец, к постижению и ощущению сферы пустоты, сферы, где нет ни создания, ни отсутствия сознания
Для достижения этого особого состояния сознания - рабочего фона существует и много других психотехнических методов. Иногда рабочий фон достигается в результате кропотливого самонаблюдения или выключения рассудочной деятельности, или исследований и размышлений о явлениях внешнего мира. Наконец, есть люди, впадающие в подобное состояние внезапно, без всякой подготовки, независимо от места, где они находятся, и от дела, которым в этот момент заняты.
7. Другое распространенно упражнение при обучении мистиков состоит в созерцании какого-нибудь предмета.
Нужно всецело на ем сосредоточиться, так, чтобы не только ничего. кроме него не видеть, но и ни о чем больше не думать. Постепенно теряется ощущение своей личности и ученик начинает отождествлять себя с созерцаемым предметам. Но на этом ни в ноем случае нельзя останавливаться Превратившись в созерцаемый предмет, т. е. испытывая уже особые специфические ощущения, какие могут быть следствием формы, размеров и других его свойств, нужно созерцать уже самого себя извне, как предмет внешнего мира. Напри|мер, ученик, выбравший предметам созерцания дерево, забывает свою, человеческую природу и ощущает, будто его тело - жесткий негнущийся древесный ствол с ветвями; чувствует колебание ветвей, их движение, скрытую в корнях жизненную силу, циркуляцию санов и т. д.
(Затем, в качестве дерева, ставшего субъектам, надо созерцать сидящее перед ним человеческое существо, ставшее Объектам. Рассматривать его, изучать во всех подробностях. После этого, переместив свое сознание в сидящего человека, он снова начнет рассматривать дерево, затем в качестве дерева будет опять созерцать человека. Чередующееся перемещение из субъекта в субъект и наоборот, повторятся много раз. Это упражнение тренирует качество медитации, как рабочего фона.
8. Следующее упражнение направлено на развитие искусства перемещения сознания в своем Теле.
Ученик должен постараться извлечь сознание-субъект из его обычного обиталища и переместить его, например, в кисть руки. Тогда он должен почувствовать себя предметом, имеющим форму ладони с пятью пальцами на конце длинного придатка (руки), соединяющего его с большой движущейся массой (телом).
У него будет то же ощущение, какое нам пришлось бы испытать, если бы глаза помещались не в голове, а в кисти руки, и если бы эта кисть - снабженное глазами вместилище нашего разума (мышления) - поднималась бы и опускалась на конце длинного придатка .(-руки), чтобы рассмотреть голову и тело, вместо обычного для нее движения глаз - взгляда на рассматриваемый предмет. Это упражнение дает возможность испытывать психические состояния, отличные от обычного, позволяет выходить сознанию из условных границ, поставленных нами самими нашему я (одни считают сознание и голове, другие, например в Тибете, - в сердце).
Как следствие, постигается. состояние сознания, когда я не существует. Кроме этой истины постигается истина, что сознание не находится ни в мозге, ни в сердце, ни в руке,..
Еще одна из целей этого