эволюции человека. Так, например, в центральной ямке сетчатки человека (поле
№ 17) 538 млн нейронов, а у обезьяны всего 145 нейронов.
13. Процессу понимания лучше отвечает более высокая скорость восприятия информации.
14. Цветовое зрительное мышление (цветомышление) является трехмерным. Каждому
цвету соответствует свой трех
мерный вектор входного возбуждения.
15. У обычного человека скорость чтения и скорость мышления ограничены скоростью
речи (вслух или мысленно) и в
среднем составляют 5 слогов в секунду.
16. Между природой цвета и звуковым устройством существуют звукоцвето-вые
соответствия. Это значит, что звуко
вую и словесную информацию можно легко переводить в цветовой язык и цветовую
информацию, а также наоборот.
Таким образом, каждому человеку можно иметь много языков: сколько угодно обычных
звуковых языков, язык глухонемых и сколько угодно зрительных. При этом человек
может обучиться 11 основным способам мышления, в том числе обычному словесно-звуковому
мышлению, другим звуковым видам мышления; нескольким основным зрительным видам
мышления -мышлению изобразительными символами (символомыш-ление), мышлению
образами или картинами (эйдетическое мышление), мышлению цветовыми символами
(символоцвето-мышление), мышлению цветами (цветомышление), световому мышлению
(светомышлению или quot;инсайтному мышлениюquot;); гравитационному мышлению,
мышлению глухонемых, телепатическому мышлению, животно-чувственному мышлению,
растительному мышлению.
17. Зрительный нерв содержит до 1 млн нервных волокон.
Каждое волокно делится в промежуточном мозге на 5-6 воло конец, каждое из
которых заканчивается синапсами на отдельных клетках наружного коленчатого
тела. Каждое одиночное волокно, направляющееся из коленчатого тела в большие
полушария, может контактировать с 5000 нейронов зрительного анализатора, а
в каждый из нейронов зрительного анализатора поступают импульсы из 4000 других
нейронов. Следовательно, зрительные пути многократно расширяются по направлению
к большим полушариям мозга.
18. Наш мозг сегодня у абсолютного большинства работает со звукоречевой скоростью,
что похоже на использование реактивного самолета на тележных колесах.
19. Мозговые механизмы зрительного абстрагирования одновременно служат основой
для абстрагирования словесного.
20. Мышление с помощью зрительных образов связано с мышлением словесно-логическим.
21. Нейронные структуры в высших отделах мозга - заднетеменной и нижневисочной
коре - обрабатывают как зрительные, так и речевые сигналы.
22. Функция quot;речевых зонquot; коры мозга одна, несмотря на территориальное
разобщение, взаимодействие их осуществля
ется не quot;по горизонталиquot;, а quot;по вертикалиquot;, то есть через
центр - энцефалическую систему, высшим интегрирующим
центром которой является таламическая область.
23. Зрение активно влияет на речь и на словесно-логическое мышление. Зрение
служит quot;учителемquot; языка.
24. Маугли, не овладев с детства звуковой речью, потерял эту способность,
когда вырос. Все мы, как Маугли, только по
отношению к зрительному аппарату. Не развив его в детстве, теряем полностью
всю способность зрительного мышления.
Если нет тренировки зрительного мышления, синаптические связи человека остаются
несравнимо бедными.
25. На раздражители, которые адресуются к зрительному анализатору, а также
условные рефлексы вырабаты
ваются быстрее и обладают большей величиной и устойчивостью.
26. Тренировка зрительного анализатора способствует актуализации межанализаторных
мозговых связей, увеличивает
синтез специальных групп белков и гликопротеидов в головном мозге.
27. Богатство мозговых структур обеспечено высокой пластичностью и гибкостью,
способностью практически к любым
межклеточным связям. Перестройка мозговых сцеплений и структур делает возможности
мозга безграничными.
28. Особую ценность зрительное цветомышление представляет для глухонемых детей.
Л. С. Выготский написал: quot;В ос
нову мышления глухонемых нужно положить не речевые ощущения, а более им доступные
зрительные ощущенияquot;.
29. quot;Можно считать твердо установленным, что кратчайший путь к новой
цивилизации и социальному благоденствию
лежит не через освоение космоса,