человечества
не было цивилизации, в системе воззрений которой не присутствовал бы этот
элемент. Воззрения теологов, философов и мистиков всех времен на то, что представляют
собой эти сущности, могут быть небезразличны и сегодня тем, кто пытается понять
подобные феномены. Приведу в связи с этим мысли святого Иоанна Дамаскина о
сущности ангелов. quot;Ангелы, - писал святой, - суть света мысленные, не
нуждающиеся в языке и слухе, но без произносимого языком слова передающие
друг другу свои помышления и желания. По естеству своему они не имеют вида
или образа, подобного телам, не имеют и измерений, но мысленно бывают присущиquot;.
И еще: quot;Ангел не содержится в месте, подобно телам так, чтобы принимать
образ какой или вид. Но говорится, что он бывает в известном месте ради того,
что мысленно присущ в нем, не будучи в данном месте, но там мысленно представляется,
где и действуетquot;.
Некоторые великие мыслители в ряду других свидетельств своего прозрения оставили
и относящиеся к тому, о чем говорю я здесь. Аристотель считал, что помимо
людей, птиц, животных и других, хорошо известных нам форм жизни, рядом с нами
присутствуют еще некие сущности, не воспринимаемые нашими органами чувств,
обладающие более тонким, эфирным телом, но которые столь же субстанциональны,
как в те, что мы видим. Аристотель, как и другие философы разных эпох, разделявшие
это убеждение, приводил эту точку зрения, не утруждая себя какими-то доказательствами
и аргументами. Они не ставили перед собой цели в чем-то убедить кого-то. Кроме
того, знание этой иной реальности, ощущение ее бытия - область скорее глубокой
интуиции, чем логических выкладок и рационалистических построений. Такая констатация
либо способна вызвать резонанс и понимание у кого-то, кто наделен такой интуицией,
либо нет. Из этого вовсе не следует, будто кто-то лучше, а кто-то хуже. Единственное,
что следует из этого, это то, что кто-то ощущает свою причастность к некоей,
более обширной, многомерной реальности, а кто-то нет.
Поэтому, надо думать, и были так лаконичны мыслители, лишь упоминая, но не
аргументируя это свое убеждение. quot;Признаюсь, - писал Кант, - что я очень
склонен к утверждению существования в мире нематериальных существ...quot;.
Пожалуй, более подробно, чем другие, излагал это К. Э. Циолковский. Он верил
в возникновение на самой заре существования Вселенной неких quot;существ,
устроенных не так, как мы, - писал он, - по крайней мере, из несравненно более
разреженной материиquot;. За миллиарды лет своего бытия существа эти, считал
ученый, могли достичь quot;венца совершенстваquot;. quot;Умели ли они сохраниться
до настоящего времени и живут ли среди нас, будучи невидимы нами?quot; -
спрашивал Циолковский.
Неспособность наша к восприятию этих тонких структур, иных сущностей сравнима,
возможно, только с неспособностью насекомых, скажем, пчел воспринять наше
собственное существование, существование человека. Люди занимаются пчеловодством
более десяти тысяч лет. Десять тысячелетий подряд они используют пчел - видоизменяют
их, изучают, пишут о них статьи и монографии. Но при этом для самих пчел человек,
оказывается, остается за барьером их восприятия. Зрение их устроено таким
образом, что позволяет им различать лишь расплывчатые контуры ближних предметов.
В этом колышущемся мареве туманных очертаний контуры человека, контуры дерева
или колонны, воздвигнутой в честь какого-то события нашего мира, одинаково
неразличимы и равно безразличны им. Пчелы, считает известный французский исследователь
Реми Шовен, даже не подозревают о существовании такого существа, как человек.
В той реальности, в которой пребывают они, нет ни человека, ни человечества.
Подобно пчелам или насекомым, обитающим в природе, не догадывающимся о существовании
человека, мы не воспринимаем иных сущностей, возможно точно так же обитающих
рядом с нами. Правда, иногда мы хотя бы можем допустить мысль, что они есть.
Но каково бытие этих сущностей, каковы их мотивы и цели, если они вообще им
присущи, этого мы знать не можем. Как не могли бы знать, не разводят ли и
они человечество так же, как мы разводим пчел. Впрочем, может, и слава Богу,
что не знаем. Если у философов и мыслителей убеждение о других, неведомых