Зато появилось очень ясное и светлое, даже чувствуемое видение пламени
свечи, которая мерцала во все стороныquot; (из моего дневника).
Приведенные примеры из моей записной книжки ясно показывают, что это видение
пламени не quot;совпадаетquot;, не воображение, так как оно появляется совсем
неожиданно и при этом так остро и светяще, что покрывало все остальные явления.
Спуск стрелы (Кхечари Мудра). quot;Узнай вечную цельquot; -в этих словах
вся тайна последнего действия - quot;разрешение выстрелаquot; . Стрелок
из лука после того, как он спустил стрелу, непоколебимо смотрит - по направлению
выстрела, попал ли он в центр мишени. Точно так же и духовный стрелок из лука
после расслабления напряжения сознания (спуск стрелы) неусыпно смотрит на
свой объект. В то время как стрелок из лука после спуска стрелы не может больше
изменить ее полет (единственное, что еще может изменить - это порыв ветра),
духовный стрелок из лука вполне может такие quot;порывы ветраquot;, которые
возникают в его сознании, поставить под свой контроль.
Этот контроль не должен быть новой концентрацией, которая подобно новому выстрелу
выпустила бы новую стрелу,- и не концентрацией вообще, так как таковая бы
вызвала новое quot;натягивание лукаquot;. То, что спускает стрелу, напротив,
это разряжение тетивы лука (напряжения мышления), но в то же время не пассивное
сидение на определенном месте: quot;узнать цельquot; - гласит формула. Не
следует допускать другой мысли (порыв ветра), так как каждая такая мысль тотчас
же отклоняет стрелу от ее направления, чтобы направить именно за этой мыслью.
Это значит, что стрела вместо центра мишени (объекта) попадает в новую цель
- в эту случайную мысль. С другой стороны, это состояние quot;познания целиquot;
не должно быть активным подавлением других отвлекающих моментов. Другими словами,
продолжительность и эффективность этого quot;познания целиquot; непосредственно
зависит от размаха quot;натягивания лукаquot; - концентрации. Но так как
всякая сила вызывает сопротивление внешнего окружения (в нашем случае, утомление
принципа мышления), получается, по общему закону линии обтекания, минимальная
кривая утомления, которая одновременно обеспечивает максимум мощности.
Сообразно с тем максимум отстоит на 3/4 длины кривой от исходного пункта,
и общая длина кривой тем меньше, чем круче ее подъем. На практике из этого
следует, что при скором разбеге, например, в случае (1) с пунктом кульминации
(максимумом) уже через 45 секунд мощность еще скорее (через еще 15 секунд)
упадет до 0, причем максимум самое большее 10 секунд, а общая продолжительность
составляет 1 минуту. Если же, напротив, разбег до пункта кульминации, как
в случае (2) с общей продолжительностью 20 минут (это - продолжительность,
которая рекомендуется для таких упражнений), занимает 15 минут, то и максимум
увеличивается соответственно в 20 раз, то есть до 3 и 1/3 минут. Но так как
третий глаз открывается только при этом максимуме, то само собой разумеется,
что длина этого максимума, так же как и длина quot;разбега упражненияquot;,
играют самую большую роль. Этим объясняется обстоятельство, что чем сильнее
напряжение у концентрации, тем короче, вопреки ожиданию, эффект ее, то есть
видение. Важное практическое наблюдение из этого гласит: чем спокойнее (менее
напряжения) концентрация, тем больше видения.
Как это понимать? Ведь концентрация - Дхарана - есть quot;натягивание лукаquot;,
так как же она может быть не напряженной? Здесь нам помогает, как это было
и до сих пор, понятие quot;дхаранаquot; (именно поэтому мы постоянно прибегаем
к индийской терминологии). Дхарана значит quot;задержание принципа мышленияquot;,
и только по скудости нашего западного словаря мы ее переводим как quot;концентрацияquot;,
а под этим понятием мы всегда понимаем известное напряжение, натиск мышления,
в то время как quot;задержаниеquot; есть не что иное, как quot;прислонениеquot;,
quot;облегчениеquot;, quot;прижиманиеquot; к объекту убавлением собственной
тяжести с минимумом усилия. Другими словами, Дхарана обозначает именно то,
что мы сейчас имеем в виду, говоря о законе линии обтекания или кривой максимума
мощности. Это еще одно доказательство того, что древние мудрецы отлично разбирались