овладение лишь только последним упражнением
этого рода, так называемым quot;Кевалиquot;. Это двойное упражнение, которое
состоит из непрерывного и незаметного дыхания. Хотя можно было бы в каждом
из этих способов дыхания упражняться отдельно,- в первом или Бхрамари (quot;как
пчелаquot; - непрерывное дыхание) и во втором Мурчха (quot;оглушительный,
дурманящий, анестезирующийquot; - незаметное дыхание), но даже и это необходимо.
Ибо второе автоматически снимает первое, как только оно (непрерывное дыхание)
достигает необходимого размаха во время упражнения.
В чем же состоит техника Кевали?
Мы начинаем с предварительного упражнения, которое действует успокаивающе
на все тело, особенно на все нервы. Оно называется по-индусски Телаш Юкта
(связанная с ритмом) и делается так:
Ритмическое дыхательное упражнение (предварительное).
Сидеть прямо (голова, шея, спина - прямо) и дышать одинаково долгим дыханием:
вдох и выдох 3 или 4 секунды.
При этом значительно помогает, если себе представить эти дыхательные движения
как можно эластичнее, как раскачивание маятника: например, как если бы это
маятник проходил через тело или через определенную его точку (место посредине
между бровями, например), внутрь и обратно наружу. Сама продолжительность
дыхательных упражнений, собственно, не играет роли: важна только регулярность,
размах (то есть одинаковость вдыхания и выдыхания).
Через некоторое время во время упражнений, не прерывая его, надо увеличить
время размаха (продолжительность вдыхания и выдыхания) последовательно с 3
секунд до 4, с 4 до 5, с 5 до 6 и т. д. Как показывают примеры, даже это предварительное
упражнение способствует созданию образов при quot;зрении без помощи глазquot;.
Когда в упражнении будет достигнута ступень, на которой дальнейшее удлинение
вдыхания и выдыхания станет утомительным, переходят к дыхательному упражнению
Кевали.
Кевали - главное упражнение. Теперь попробуйте по возможности сглаживать переходы
от вдыхания к выдыханию и обратно, так чтобы практически получился непрерывный
способ дыхания.
Хотя главным стремлением при этом является именно устранение границ между
вдыханием и выдыханием, все же сама собой получается пауза дыхания (с воздухом
в легких). Это первая часть упражнения - непрерывное дыхание.
Когда это дыхание усилится, оно внезапно переходит во вторую часть - в незаметное
дыхание, при котором пауза наступает без воздуха в легких.
В первой части этого упражнения кажется, что легкие постоянно наполнены воздухом,
причем он только иногда выдыхает, чтобы набрать новый воздух. Вторая же часть
(которая автоматически и сразу получается из первой, как только будет достигнута
граница ёмкости - задержание дыхания) производит впечатление, как будто дыхание
вообще прекратилось, настолько оно незаметно.
Кевали является главным оружием духовного quot;стрелка из лукаquot;, он
посредством этих особенных способов дыхания может повлиять на обе составные
части своей техники и усилить их, а именно, на сосредоточение (натягивание
лука) - посредством первой части упражнения, и на медитацию (спуска стрелы)
- посредством второй части упражнения - незаметного дыхания.
Ведь также, как сосредоточение идет всегда рука об руку с непрерывным дыханием
(так, что одно вызывает другое), так же и медитация и незаметное дыхание теснейшим
образом связаны между собой. Так что тот, кто хочет стать мастером в quot;стрельбе
из лукаquot;, должен попробовать овладеть этим Кевали.
Это дыхательное упражнение имеет еще значительно большие преимущества: оно
таким образом влияет на сердечную деятельность, что со временем сердце становится
под полный контроль упражняющегося.
Практика подтверждает это влияние. quot;Если сосредоточиться на желании видеть
через место между бровями, дыхание становится само собой непрерывно. При удлинении
этого упражнения процесс дыхания останавливается как при вдыхании, так и при
выдыхании, причем сами собой возникают паузы, точнее говоря, дыхание продолжается
медленно и становится все менее заметным. Биение сердца замедляетсяquot;
(из дневника).
Но важнейшей особенностью Кевали, его второй части (незаметное дыхание), является
Пратьяхара (воздерживание чувств) - возможность выключить внешние впечатления,