того, чтобы
провести специальные опыты для получения бодрствующих центра мышления и центра
роли, так сказать, чтобы quot;стряхнутьquot; с них сон.
Ночью (перед тем, как заснуть, так как после сна центр мышления вялый) можно
достичь появления quot;картин, видимых без помощи глазquot;, уже через несколько
минут простым quot;смотрением в кхаquot; (кхамаджанатам - наблюдением quot;небаquot;);
утром для той же цели (после пробуждения) надо до одного-двух часов интенсивного
сосредоточения.
quot;Оказалось, что неясные тени, появляющиеся в темноте перед закрытыми
глазами,- это начало видений, которые при достижении необходимого сосредоточения
начинают получать очертания и как одиночные предметы при освещении местности
постепенно выступают из темноты.
Видения появляются, если посмотреть в темноту перед глазами и попробовать
отделить одно от другого. Эти видения появляются по желанию (видения второй
ступени), но всегда в момент полнейшего самозабвения (Лаия).
Сегодня утром, при интенсивном сосредоточении на Адж-на (место между бровями)
с чувством перенесения напряжения в месте гипофиза, не появилось ничего, несмотря
на одночасовую медитацию. Но через простой взгляд в место между бровями, каждый
раз, когда сознание освобождалось от напряжения сосредоточения, видения появлялись
совсем ясно (видения третьей ступени): части ландшафта, листва тополей перед
нашим домом.
Вчера, перед тем как заснуть, простой взгляд в темноту перед закрытыми глазами
дал через 1-2 минуты целый ряд неясных виденийquot; (Выписки из моего дневника).
Конечно, не каждый взгляд в темноту перед глазами дает без всякого упражнения
такие видения. Для этого нужна интенсивная тренировка. Но нас в этот момент
интересует факт, что даже у тех, кто опытен в этом искусстве, легкость успеха
в основном зависит от того, в котором часу дня или ночи, проводятся опыты.
Вообще же можно установить, что в такой же мере, как напряжение сознания в
течение дня, от момента пробуждения до крепкого сна без сновидений, передается
все более извне от каждого объекта наблюдения через гипофиз внутрь шишковидной
железы (то есть кха quot;бродитquot;), так же меняется и вид сосредоточения,
необходимого для каждого видения. Можно сказать, что сознание всегда и непрерывно
проводит невольно феномен quot;стрельбы из лукаquot;. Так как наблюдение
вещей внешнего мира представляет quot;закладывание стрелыquot; и quot;нацеливаниеquot;,
сосредоточение на этих вещах - quot;натягивание лукаquot;, а молчаливое
размышление о проблемах дня, ожидающих разрешения,- quot;спуск стрелыquot;.
Последнее дает тогда ответ на вопрос quot;попадания в точкуquot;. Сосредоточение
при сознательной quot;стрельбе из лукаquot; также подвержено известным переменам
при наших упражнениях. Хотя каждый раз все элементы техники (закладывание
стрелы и нацеливание, натягивание лука и спуск стрелы) должны быть налицо,
- смотря по обстоятельствам, каждый элемент особенно подчеркивается в зависимости
от времени дня, так что рано утром будет quot;нацеливаниеquot; (Тратака
и Мандуки Мудра), около полудня-преимущественно quot;натягиваниеquot; (Самбхави
Мудра), а вечером от захода солнца до засыпания - практически только quot;спуск
стрелыquot; (Кхечари Мудра), который производится только что описанным взглядом
в темноту перед закрытыми глазами (Кхамалжна).
Кроме того, каждое время дня имеет свои преимущества и недостатки, которые
должен иметь в виду каждый упражняющийся, когда он выбирает подходящее ему
время дня для упражнений.
Но необходимым требованием является соблюдение однажды выбранного времени;
нельзя менять это время, а надо упражняться всегда в один и тот же час, иначе
теряется весь ритм. Это необходимая предпосылка.
Йоги особенно ценят время восхода и захода солнца, так как в это время природа
в человеке, так же как и внешний мир, излучает глубокое спокойствие и вдумчивость,
которые чувствуются даже в шуме большого города. Из этих двух времен дня для
нас, жителей Запада, предпочтительнее заход солнца, также и потому, что мы,
вследствие нашей цивилизации, привыкли к другому распределению времени, чем
индусы. Рано утром, не говоря уже о восходе солнца, особенно весной, летом
и осенью, мы вряд ли имеем возможность поддерживать