такие заманчивые перспективы, это смелое
предприятие кажется мне потерей труда, так как дальше объясняется, что эти,
а в равной мере и другие указания древних йогинов и истинная техника скрыты
под причудливо привлекательными формулами!
Поэтому возвратимся к нашему слову quot;кхаquot;. Дальнейшее его расположение
- это место между бровями. Здесь находится, как показывают многие изображения
индусских богов, вертикально поставленный глаз, который дает йогу все волшебные
силы, включая дар quot;божественного зренияquot; (дивья дришти) без помощи
физиологических глаз. Так говорит об этом центре Сатчакрани Рупана Тантра,
как о глазе мудрости (Джнана Чакшу), который подобен пламени большой лампы.
Вот что говорит по этому поводу Сатчакрани Рупана Тантра (стр. 37): quot;Когда
йог запирает внутреннее сосредоточение своего сознания от опоры (внешнего
мира) и приводит его к раздражению, он видит на этом месте светящуюся искру.
Он видит также горящее пламя, которое похоже на сияющее утреннее солнце между
небом и землейquot;. В мистическом учении йогов этот третий глаз воображается
(мыслится) находящимся в этом пламени. Так говорится в quot;Шива-Йогаquot;:
quot;Мысли центр между бровями в образе пламени масляной лампы, в середине
его - глаз мудростиquot;.
Поэтому эта Джнана Чакшу имеет значение глаза знания в широчайшем смысле слова,
как глаз всезнания, которому открыто не только все настоящее, но в такой же
степени прошлое и будущее. Мы читаем в Трипураса Самусаия:
quot;У того, кто практикуется в медитации йогов (в этом центре между бровями),
возникает воспоминание о совершенном в прошлых жизнях, а также способность
ясновидения и яс-нослышанияquot;.
Теперешние йоги согласны с этим. В своей quot;Автобиографии йогаquot; Пара-мхамза
Йогананда называет этот центр quot;всезнающим духовным глазомquot; или quot;тысячелистным
лотосом светаquot;.
А Свами Шивананда говорит: quot;Точно так, как проходят лучи света через
стекло или рентгеновские лучи через непрозрачные предметы, йог может видеть
предметы за толстой стеной, знать содержание письма в запечатанном конверте
или скрытые сокровища под землей, с помощью своего внутреннего духовного глазаquot;.
Этот духовный глаз - глаз интуиции, Дивья Дришти, или Джнана Чакшу. Что этот
третий глаз, называемый также глазом Шивы, может видеть неограниченно в пространстве,
было доказано уже практическими опытами, а не только теоретическими соображениями.
Остается только обосновать, как этот третий глаз преодолевает время, то есть
действует в четвертом измерении. Сам факт не нуждается в дальнейших доказательствах.
Так как этот глаз стоит вне действия пространства и времени, сфера его действия
также лежит вне трех измерений пространства, то есть по крайней мере в четвертом
измерении. Поэтому он должен быть неограничен временем, или, по выражению
древних йогинов, quot;трикала жнаquot;, что значит quot;знающий три времениquot;
- прошлое, настоящее и будущее, или всезнающий.
При этом надо особенно подчеркнуть, что, как показывают практические опыты
древних времен со всеми ясновидящими, а также эксперименты наших дней, способность
восприятия и острота этого глаза не только не уступает расстоянию и времени,
а преодолевает всякое расстояние и время. Не так обстоит дело с известными
нам учениями при материальном их восприятии. Как известно, сила массы уменьшается
пропорционально квадрату ее расстояния, так что на известном расстоянии сильнейшие
излучения останавливаются экранами определенной толщины (например, гамма-лучи
- железным экраном толщиной в один фут, космические лучи - свинцовым экраном
до двух метров толщиной). Лучи же, которые воспринимаются третьим глазом,
называемые также лучами Шарпантье или Н-лучами, не уменьшают своей силы ни
на каком расстоянии и не останавливаются никакими вещественными преградами,
что доказывает их более тонкую материальную природу. Они не только не ограничиваются
пространством, но и не зависимы от него.
Эти заключения подтверждаются на практике, так как, хотя восприятие картины
давно прошедших времен или будущего требуют высокого развития третьего глаза,
оно не уступает по точности и остроте восприятию теперешних событий.
В зависимости от степени открытости третьего