действительно
существующих предметов. Таким образом они перестают быть quot;галлюцинациямиquot;,
то есть состояние нарушенной нервной системы становится нормальным посредством
продолжающегося расстройства.
Раз человек может обострить свое обоняние через сосредоточение до такой степени,
что он (как это показали безукоризненно проведенные эксперименты) может преодолеть
расстояние и материальные препятствия, то эта способность не представляет
собой галлюцинации. Иначе пришлось бы близко живущие к природе народы, котррые
обладают этой способностью, считать галлюцинирующими, а прежде всего пришлось
бы считать галлюцинирующими всех собак и других зверей.
Но как обстоит дело с ясновкусом? Или надо принять, что, как объясняет индусская
школа Веданты, наш принцип мышления при таком восприятии выходит из человека
наружу, достигает объекта своего восприятия и тогда его чувствует. Выражаясь
образно, наш язык quot;духовно протягиваетсяquot; до тех пор, пока не дотянется
до блюда своего соседа, чего мы не можем допустить! Кроме того, это было бы
настоящей галлюцинацией, так как это слово происходит от латинского quot;галлю-синасисquot;,
то есть quot;странствовать в духеquot;. А так как по этому индусскому учению
все наши восприятия осуществляются таким образом, то и все наши нормальные
ощущения должны быть галлюцинациями.
Значит ли это, что вся материя есть излучение цвета, запаха и т. д., которые
бесконечно далеко переходят границу того, что мы можем осязать нашими пальцами,
или до чего мы можем дотронуться языком? Нам ведь известно, что человек из
целого моря звуковых волн нормально воспринимает только область 8-7 октав,
а из световых волн может воспринять оттенки от красного до фиолетового. Все
более низкие или высокие тона, все другие излучения, такие как инфракрасные,
ультрафиолетовые, рентгеновские, альфа-, бета-, гамма-лучи, космические лучи
и т. д., остаются неощутимыми - и все же они существуют.
Из этого следует, что человек, который через определенные упражнения может
развить сверхчеловеческую обонятельную способность, может также расширить
и все остальные чувства. Так Шарль Ланселен, на основании своих многочисленных
экспериментов, утверждает, что у гипнотизированного повышается прямо-таки
в астрономической степени способность ощущения всех его органов чувств. Он
говорит: quot;Если на одну руку загипнотизированного человека положить тяжесть
только на один грамм больше, он сейчас же укажет, на какой руке лежит более
тяжелая вещь.
То же самое происходит, если на полу начертить две линии: одну 3 м длиной,
а другую на 1 мм длиннее, он без колебаний покажет более длинную линию. Если
к одной из двух бутылок одинакового красного вина добавить ничтожное количество
жидкости другого цвета, субъект показывает эту бутылкуquot;.
То же самое с акустикой: нормально мы воспринимаем звуки семи октав, а пациент
А. де Роша - 64 октавы. Ухо нормального человека воспринимает колебания от
8 до 647 000 колебаний в секунду, а то же ухо загипнотизированного человека
- до 1019 колебаний в секунду. Это больше, чем колебания невидимых гамма-лучей,
и поэтому загипнотизированный видит также излучение человека, его ауру. В
этом состоянии гипноза пациент воспринимает все впечатления не посредством
известных чувств (обоняния, осязания и т. п.), а новым, шестым чувством, которое
пробуждается у него в мозгу.
Но как этого достичь?
Я думал над этим три года. А так как данное указание в Йога-Сутре (1.35) относительно
сосредоточения на нёбе тогда мне показалось quot;затуманеннымquot;, мне
также показалось невероятным, что сосредоточение на нёбе действительно дает
феномен quot;ясновиденияquot;.
При остальных опытах quot;яснообонянияquot; и quot;ясновкусаquot; вопрос
шел в конце концов о раздражении, или, лучше сказать, об установке на сверхкороткой
волне соответствующего конца обонятельного или вкусового нерва, которые находятся
в непосредственной близости к месту сосредоточения (кончик носа, языка). Даже
возражения, что в первом случае обонятельный нерв находится не на кончике
носа, а в районе неба, можно опровергнуть тем, что вызванное сосредоточением
напряжение постепенно передается, особенно вследствие глубокого дыхания, до
сферы неба, и