изза того, что многие пропажи меж ду ними бывают. Демон же перекликался их устами. Одна скажет: 'От' Дай мыльце!' А другая ей ответит: 'Свиное рыльце!'
И боролся Илларион с тем дьяволом пять недель, и наконец совсем изгнал его от богаделенных баб. Пожив в богадельнях десять недель возвратился в свой монастырь'.
О том, сколь важное место в повседневной жизни занимала порча и особенно ее вид 'кликушество', можно заключить из следующего эпизода.
Во время противоборства царевны Софьи и Петра за престол, Софья сделала важный политический ход: попыталась убедить народ в своей способности творить чудеса. Для этого уговорили одну 'знатного отца дочь вклепать в себя беснование'. Когда же она 'закликала' во время службы в Успенском соборе Кремля, Софья стала усердно молиться пе ред Владимирской Божьей Матерью и тем так исцелила ее. На другой день весь город только об этом и говорил.
С той же целью сторонники Софьи содержали на жалованьи жен щин, тоже имитировавших кликушество. Когда царевна проезжала в Новодевичий монастырь, она останавливалась на пути и на глазах у всех исцеляла их.
Игры эти значительно подняли авторитет Софии в глазах москви чей, однако, несмотря на это, акции ее держались недолго лишь до того дня, когда Петр, разгадав нехитрый маневр царевны, приказал принародно наказать плетьми мнимых кликуш.
Долгое время этот вид пагубного воздействия использовался для сведения личных счетов и был весьма распространен в России. Число его ежегодных жертв составило десятки тысяч. О том, сколь массовым было это зло, которое творилось многими против многих, можно су дить по некоторым цифрам статистики тех лет.
В районах, где колдовство и порча были особенно распространены, 25 процентов, т. е. каждая четвертая женщина оказывалась подвержена этому недугу.
В прошлом веке при обследовании одной из деревень Рязанской губернии там оказалось шестьсот женщин, страдавших кликушеством. Интересно, что некоторые из них болели по десять, пятнадцать и двад цать лет.
За каждой из этих цифр чьято сломанная судьба, вечное горе и слезы. Но эти печальные цифры свидетельство не только умения наводить 'порчу', а в большей степени признак недоброжелательности, взаимной ненависти и злобы, которые бытовали во все времена в народе.
Редкая ворожея или колдун наводили 'порчу' и 'кликушество' по доброй воле, преследуя свой интерес. К ним шли, их просили, платили, говорили:
'Испорть ту и ту...' Они выполняли все, о чем их просили и чего желали, и пожелания и просьбы такого характера не иссякали.
Исцелением от 'кликушества' занимались разного рода колдуны и ворожеи при помощи молитв, заговоров и освященной воды. Делала, и делает это и сейчас, церковь. Поскольку эта болезнь представляет собой нервные и психические расстройства, то излечиться от нее крайне сложно.
В Тамбовской губернии было записано такое сказание. Ехал мужик ночью домой и повстречал человека в красной рубахе и новом полу шубке. Путник попросил подвезти его и приехал вместе с мужиком в деревню. Начали они подъезжать к воротам разных дворов. Мужик видит, что ворота открыты, а путник говорит, что заперты. Это потому, что на тех воротах были кресты, а путник был упырь и не мог пройти в ворота с крестом. Но вот подходят они к одной избе. Ворота у нее на запоре, и на них весит огромный замок, но креста нет. И ворота вдруг сами собой отворились. Вошли в избу, где спали старик и молодой па рень Спутник мужика взял ведро, поставил его около парня на полу и ударил парня в спину. Тотчас из спины полилась прямо в ведро алая кровь. Упырь нацедил полное ведро и выпил его одним духом. Потом также 'подоил' старика, а утолив аппетит, позвал мужика, который его вез: пойдем, дескать, ко мне. И в тот же миг оба очутились на кладбище. Упырь уже облапил мужика и хотел его втащить в могилу, да, к счас тью как раз в это время запел петух, и мертвец сгинул. А наутро те люди, старик и парень, оба умерли.
Как люди делаются упырями? Болгары полагают, что в трупы лю дей, худо живших, вселяется дьявол, и они становятся упырями. В Рос сии верят, что труп становится упырем, если через него перепрыгнет кошка. Потому в народе покойников строго оберегают и не впускают туда, где они лежат, кошек. Местами, если разносится молва, что в дом начал ходить упырь, то в тот дом на всю ночь собирается вся родня, и двое мужиков, по очереди, караулят вампира до петухов. Если ктони будь из спящих начинает беспокойно метаться и храпеть, то заключа ют, что его давит вампир. Тогда караульные всех поднимают на ноги, и люди принимаются ловить упыря.