Кандыба Виктор Михайлович

Тайны колдовской силы

вещество!'

Родственники говорят:

'Продолжай накручивать!'

Но проводивший разрез отвечает:

'Уже не нужно. Взгляните сперва на эту вещь, похожую на колдовское вещество! Посмотрите, люди короля, разве не похожа эта вещь на колдовское вещество?'

Старейшины говорят:

'Это колдовское вещество'.

После этого зрители начинают разбегаться, восклицая при этом:

'Эта вещь приносит несчастье, мы не будем смотреть на нее, кол довство приносит зло, и мы можем умереть, увидев его!' Проводивший разрез замечает:

'Все разбежались'.

После этого он поворачивается к родственнику умершего и гово рит ему:

'Дайте мне подарки, чтобы я похоронил тело'.

Родственники умершего отвечают:

'Да, это печальное дело, мы дадим тебе подарки'.

И они начинают давать ему подарки, одни пятнадцать, другие двадцать за великодушие кровного брата* (* Азанде говорят 'двадцать дротихов', но это означает просто двадцать подарков, одни из которых действительно могут быть дротиками, но другие могут быть мотыгами, ножами, корзинами с пищей и т. д.), затем хоронят тело.

Люди говорят:

'Вы действительно колдуны, т. к. мы видели ваше колдовское вещество'. Становится известно, что они колдуны, тень по зора и бесчестия ложится на весь род...'

Приведенный выше текст не нуждается в комментариях. Во вто ром тексте речь идет о пожилом человеке, умершем на своей постели, которого длительное время оскорбляли обвинениями в колдовстве и который пожелал оставить после себя незапятнанное имя и поддер жать честь своего рода.

'Когда человек, которому не раз давали птичьи крылья как знак его колдовства, чувствует приближение смерти, он говорит: 'Я глубоко унижен, и когда я умру, без колебаний вскройте мне живот'.

Поэтому, когда он умирает, собираются его родственники, тихо совещаются и говорят: 'Наш родственник умер, пойдем и подготовим оракула'.

Они идут, подготавливают оракула и говорят ему: 'Это наш род ственник, которому мы будем вскрывать живот. Если мы найдем кол довское вещество, то пусть оракул убьет птицу.

Если же мы не найдем колдовского вещества, то пусть оракул пощадит птицу'. Если оракул отпускает птицу, они берут другую птицу и говорят: 'Эта птица осталась живой, она жива благодаря истине, и если мы не увидим сегодня колдовского вещества, то пусть оракул убьет эту вто пую птицу.

Если же ты сказал нам неправду, и мы увидим сегодня кол довское вещество, то отпусти также и эту птицу'. Если оракул скажет, что они увидят колдовское вещество, они пе оестают заниматься этим делом, но если оракул заверит их, что в теле 'гмершего нет колдовского вещества, они уходят, тихо говоря друг дру гу: 'Мы обязательно вскроем живот этому нашему родственнику'. Когда наступает вечер, они призывают к себе кровного брата и го ворят ему: 'О, кровный брат наш, приходи и вскрой наш живот, живот нашего родственника!'

Родственники берут тело умершего и несут его к могиле. Они гово рят: 'Приди, наш кровный брат!' Затем обращаются к другим людям: 'Друзья, постойте здесь. Что мы вам скажем? Мы не будем хоронить нашего родственника вместе с его животом, но вскроем его. Наше кол довство есть его колдовство, и если в его кишках вы увидите колдовс кое вещество, то это также наше колдовское вещество. Поэтому стойте и смотрите на наше колдовское вещество'.

Одним ударом они вспарывают живот, затем отрубают ветку дере ва дама, расщепляют ее конец, зажимают расщепом кишки и начинают наматывать их на ветку. Когда эта процедура заканчивается, они изда ют громкий крик, и родственники умершего быстро разматывают киш ки для проверки. Они объявляют, что колдовского вещества нет, и ста рейшины, которые знают, что это такое, подтверждают их слова. После этого они говорят: 'Положите кишки опять в живот. Довольно'.

Теперь они начинают носить на плечах того, кто производил вскрытие тела, а также его сыновей, если те присутствуют на церемо нии. Они бегут вместе с ним к ручью и обмываются в нем. Затем они возвращаются и дают производившему вскрытие масло, которым он смазывает свое тело. После того, как он смажет свое тело маслом, они дают ему полизать соли и говорят: 'Иди домой, а мы будем готовить для тебя пиво. Приходи со своими родственниками пить пиво за то, что ты вскрыл наш живот'. Хозяин хижины, родственник умершего, возвращается в свой дом и готовит пиво, затем отправляет посыльного за человеком, производив шим вскрытие, говоря при этом: 'Приходи, пиво готово, и мы расколем с тобой тыкву'.

Человек, производивший вскрытие, встает и идет в хижину позвав шего, в которой собираются также его родственники