и человек почувствует вдруг свою доброту как
расхлябанность и недостаточную определенность, и скажет себе: 'Зло
существует, чтобы с ним бороться, а не взвешивать в коромысле', - и
моментально соскользнет на уровень манипура-манипура-анахата (став на
мгновение манипурно-манипурно жестким, он все же сохранит вежливые анахатные
манеры). Конечно, долго на двойной манипуре он не выдержит (скажет себе:
'Охрана порядка - все-таки не мое'), но его кратковременное соскальзывание на
план - уже успех гагтунгровой команды.
Проблемы стиля, т.е. подплана, человек чаще всего не считает особо
трудными, но реально подплановая тонкая фигура имеет над ним большую власть,
отождествляясь им со своей 'личностью' или, хуже, 'индивидуальностью',
которую общественное подсознание приравнивает приблизительно к высшему 'я'.
Проблемы, связанные с плановой тонкой фигурой, обычно смотрятся как
практически неразрешимые или, наоборот, резко недооцениваются. Реально,
однако, надо стараться хотя бы иногда, в наиболее существенных ситуациях,
выходить на следующий план, оставляя подплан неизменным - это существенно
облегчит проработку своего текущего плана. При этом, однако, распространены
существенные ошибки в самооценке, особенно если план и подплан представлены
одинаковыми чакрами.
Например, рассмотрим человека уровня манипура-свадхистхана-свадхистхана.
Конечно, черный, растворенный в воздухе, и парочка змеев надежно охраняют его
от каких бы то ни было мыслей о самосовершенствовании или бескорыстном
участии в судьбе мира, но все же однажды жизнь прижмет этого человека
настолько, что он, хочешь - не хочешь, попытается перевести свою свадхистхану
на манипуру, т.е. упорядочить хаотичную и праздно-рассеянную жизнь
(каузальное тело) или образ мыслей (ментальное тело). Реально он, скорее
всего, поднимется на подплан, т.е. окажется на манипуре-свадхистхане-манипуре
(к радости уровневого черного, получившего младшего товарища), но будет с
большой вероятностью думать, что его уровень это
манипура-манипруа-свадхистхана. Однако праздный сын богатых родителей может в
одночасье стать богатым и усердным студентом, но не преуспевающей
капиталистической акулой. Другими словами, сражаясь с тонкой фигурой, человек
чаще всего частично побеждает ее на подплане, т.е. в стиле своего поведения.
Что же касается плановой фигуры, всерьез восстать против нее трудно: это
означало бы отрицание пафоса, основного содержания своей жизни, что, конечно,
иногда (при переходе с плана на план) случается, но всегда сопровождается
сильным кризисом.
Борьба (или попытки сосуществования) с тонкой троицей, соответствующей
уточненному эволюционному уровню, часто составляет основное содержание жизни
человека. Эту троицу можно синтезировать в одну тонкую фигуру, на основе
плановой, снабдив ее характером и общими склонностями уровневой и внешними
ухватками и формой одежды подплановой. Например, уровню
манипура-аджна-муладхара (начинающий оккультист) будет соответствовать свинья
с достаточно определенным и жестким характером, но крайне вялая и унылая на
вид; манипуре-сахасраре-сахасраре (набожный священник) сопутствует жесткий и
упрямый дракон с непереносимо-важными повадками: из всех трех голов у него
останется только самоутверждающаяся, но смотреть на нее будет морально
тяжело - сама же она будет в упор не видеть никого;
анахате-сахасраре-сахасраре, наоборот, соответствует обманчиво-нежный дракон
необыкновенно скромной модели: кажется, у него лишь одна закомплексованная
голова, но столь выразительная, что в голову наблюдателя поневоле
закрадываются нехорошие мысли о его истинной диете.
Но, конечно, первая реакция человека на тонкую фигуру, препятствующую
освоению и проработке своего эволюционного уровня, это рассмотрение ее как
прямого врага, внешнего или внутреннего, и это является его большой ошибкой.
Только выработка в себе определенных качеств, которые сделают жизнь тонкой
фигуры невозможной и тем самым косвенно подорвут ее силы, и будет означать
эволюционный прогресс. Существует единственный эффективный способ борьбы с
ленью - это усердно заняться трудным делом; что же касается совести, то она
должна молчать, но не вследствие успешного вытеснения в подсознание, а по
причине отсутствия материала для упреков.
Глава 11.
Проблема этажности, или Дружба между телами.
В этой главе обсуждается структура тонких тел человека и взаимодействие
между ними. Но прежде автор хочет совершить