Авессалом Подводный

Возвращенный оккультизм или Повесть о тонкой семерке 3

ать все новыми и новыми блестящими проектами

самоконструирования, никогда не давая довести их до конца. Он ни за что не

согласится с тем, что данный сюжет исчерпан, и потребует массы переделок с

тем, чтобы в самый их разгар перепрыгнуть на следующий, абсолютно

неподготовленный, поворот темы.

Торопыжка на вишудховском подплане быстро увлекает за собой человека, но

бежит при этом во всех направлениях сразу, так что рассмотреть его самого

бывает довольно трудно. Человек, однако, чувствует, что кто-то постоянно

дергает его за рукав, окликает, перебивает, кружит голову, чувства, разум и

путает память.

Проработка вишудхи это оформление того неизреченного света, что человек

прозревал на анахате, а торопыжка всеми силами не дает своему хозяину ничего

оформить, или, если следовать его советам, оформление происходит так, что

лучше бы его вовсе не было, поскольку лучше невыраженный свет, чем выраженное

уродство и хаос. Результатом деятельности торопыжки может быть

соскальзывание с вишудхи на манипуру (аналогично этому результатом

деятельности свиньи часто бывает спуск с аджны на свадхистхану - здесь всюду

речь идет о подпланах, но иногда такие эффекты наблюдаются и на планах).

Например, ментальная манипура-манипура-вишудха это уровень хорошего

инженера, создающего проект технического изделия. Торопыжка будет мешать ему

всяческими мелкими пакостями: заставит работать чуть-чуть быстрее и дрогнет

линия на чертеже; даст сбой компьютер, привидится паразитный эффект, которого

реально быть не может, но это будет стоить недели расчетов и т.д.

На саттвической фазе торопыжка быстро бегает от неуверенности человека в

себе, на тамасической - от чрезмерной уверенности и желания сделать больше,

чем он может, на раджасической - от беспокойства и нежелания расставаться с

уже достигнутыми результатами: здесь торопыжка устроит беготню от одной

несущественной доделки давно оконченного проекта до другой, ничуть не более

принципиальной.

Свинья на уровне аджны чрезвычайно недовольна самой идеей синтеза многих

совершенных форм: она находит, что каждая из них сама по себе является

предметом, достойным восхищения и эстетического наслаждения, и именно на этом

стремится поставить акцент. Если этим тенденциям попустительствовать, то

вместо аджны появляется свадхистхана: грани икосаэдра не сумев соединиться

друг с другом, становятся хаотичной карточной колодой.

Проработка аджны это поиск остроконечного пика на стыке нескольких

остроконечных хребтов: положения, из которого видны все образующие единства и

просвечивающие друг через друга пространственные формы; свинья же попросту

лишает человека сил и старается либо отдохнуть на перевале, или, на худой

конец, гребне, с которого и так отлично все видно, или пытается убедить

человека, что синтез уже найден, когда это вовсе не так, или предлагает вести

его поиск методом перебора: полюбуемся этой формой - сколь она совершенна! -

а теперь этой, а теперь этой, а теперь расположим их рядом в этом порядке, а

теперь в этом...

Так синтез не ищется: он всегда постигается внезапным озарением,

усилением, скачком, выводящим за рамки всех имеющихся ранее представлений, и

в основе этого усилия лежит скрытое недовольство человека доступными ему

способами видения пространства - а свинья всячески стремится это недовольство

разрядить и смягчить, воспользовавшись менее опасными и энергоемкими

способами, чем прыжок с места через пропасть на ледяной пик.

Свинья на плане аджны проявляется как совершенно отчетливый эгоизм

человека, который под предлогом защиты ('нет-нет, на самую вершину я боюсь')

оставляет его в безопасных предгорьях и пытается представить вершиной уже

достигнутый перевал, с которого все (по мнению свиньи) и так достаточно

хорошо видно. Однако плановая аджна это равновесие в стойке на одной руке, и

самих умений подтягиваться на турнике и стоять на двух руках и одной ноге

отдельно недостаточно: нужно что-то еще, что профессионалы называют балансом

и что наполняет совершенно другим смыслом все подготовительные упражнения.

'Куда торопиться, - говорит, однако, плановая свинья, - лучше сначала освоим

все по отдельности', - имея в глубине души в виду, что до синтеза дело вообще

не дойдет, а в отдельных упражнениях совершенство уже достигнуто, так что

можно им спокойно насладиться.

На буддхиальной свадхистхане-аджне влияние плановой свиньи отчетливо

выражено в самодовольстве и самоуспокоенности большинства народных пословиц и

поговорок,