- поставить кандидата на
персональное внимание хозяина, что называется, на место: 'срезать',
'унасекомить' и т.п. Легче всего это делается подчеркнутым рассогласованием
положения точки сборки партнера и своей: так, на остроумную шутку змей может
небрежно бросить: 'Да вы, я погляжу, остряк'; в ответ на комплимент одежде
наигранно-возмущенно заявить: 'А что, я сама разве хуже?' и т.п. (в
психологии это называется некомплементарным ответом).
Серый стоит на известных позициях: ничего в мире хорошего произойти не
может и любое новое лицо ничего, кроме скуки и разочарования, не принесет.
Здесь на груди у человека красуется пароль царевны Несмеяны: 'Никто не может
меня развеселить', а на спине ее же отзыв: 'И никто вас об этом и не просил'.
Войти в персональный контакт с таким человеком очень трудно, хотя он при
случае охотно (и виртуозно) может сыграть с группой в известную
психологическую игру 'Почему бы вам не - да, но', где серым ставится
проблема, которую общество пытается, но принципиально не может решить.
Итак, для того, чтобы воспринять другого человека как партнера, нужно
пройти несколько этапов, которым соответствуют положения точки сборки,
последовательно материализующие фигуру партнера и направляющие на нее все
более пристальное внимание ведущего эгрегора человека. Ввиду чрезвычайной
важности этой темы автор повторяет содержание нескольких предшествующих
страниц.
Естественное положение точки сборки соответствует нахождению человека в
окружающей среде, изобилующей разнообразной флорой и фауной, никакая часть
которой не привлекает, однако, его специфического внимания. Другими словами,
человек разыгрывает сюжет 'Я в окружающем мире' с выраженным акцентом на 'Я'.
В этой ситуации он в основном сосредоточен на себе, а любой фрагмент
окружающего мира если и привлекает случайное рассеянное внимание, то очень
ненадолго. Поэтому первый этап выделения партнера это выделение его из
окружающей среды, для чего точка сборки должна совершить существенный сдвиг.
Когда этот сдвиг происходит, человек попадает в специфическую социальную
среду - мир, который отличается от природной окружающей среды наличием
разнообразных людей и необходимостью учитывать их в своем поведении. Иначе
говоря, человек ощущает включение общесоциального эгрегора. Здесь будущий
партнер воспринимается уже не как ненавязчивый кустик или зайчик (как это
бывает на первом этапе), но как абстрактный социальный индивид, человек
вообще, снабженный в лучшем случае некоторыми специальными характеристиками:
пол, возраст, род занятий и т.д. Однако и здесь индивидуальной специфики еще
не ощущается, как будто партнер проходит в длинном карнавальном шествии, где
на лицах людей надеты маски: Булочник, Пожарный, Юная девушка, Ребенок,
Знакомый, Любовница Знакомого и т.д., и никак особенно в этой толпе не
обозначен.
Наконец, следующий сдвиг точки сборки в сторону восприятия партнера
переводит его (для человека) в категорию индивидуальности, и только здесь
начинаются собственно парные взаимодействия, в том числе медитация, поскольку
только здесь ведущий эгрегор человека впервые видит его партнера, вычленяя
его не только из окружающей (природной), но и из социальной среды. Проще
говоря, партнер, наконец-то попадает в сферу пристального внимания человека -
и что тут начинается!
Не нужно, однако, думать, что этот третий этап видения другого человека
(персональное видение) всегда достигается; некоторым людям удается прожить
всю жизнь, так и не пустив никого к себе ближе уровня социальной среды; при
этом родные и близкие часто идут как природная среда и иногда обижаются на
это: 'Вот, ты меня за человека не держишь'.
Так что посмотреть на другого как на человека и увидеть в нем
неповторимую индивидуальность (не говоря уже микрокосм) не так легко: нужно
сначала выделить его из природной, а затем из социальной среды, чему тонкая
семерка активно противостоит. Однако, если человеку все же удается преодолеть
ее сопротивление, что он видит перед собой? Ответ вряд ли удивит читателя;
перед человеком сконденсируется одна из тонких фигур партнера.
* * *
Конечно, социум не оставляет своих граждан без поддержки
соответствующими ритуалами в такой ответственной ситуации как личное общение.
При этом ритуалы взаимодействий направлены как раз на упорядочение
взаимодействия тонких фигур, которые, с социальной точки зрения, и являются
субъектами взаимодействия. Рассмотрим в качестве примера