падения здесь не существует.
Эволюцию проявленного мира можно сравнить с пространственным
проникновением света в толщу глубокого океана. Свет это Абсолют; его лучи,
проникая в глубину постепенно слабеют, и на самом дне почти не видны. Однако
везде, соприкасаясь с частицами воды, искорки света творят те или иные новые,
никогда еще не существовавшие сущности, не отягощающие карму соответствующего
слоя, которые затем постепенно опускаются все ниже и ниже, высветляя
соответствующие слои океана, но и уплотняясь по пути сами, пока не достигают
дна, высветляя напоследок и его. Так выглядит процесс эволюции; ему, однако,
противостоит активность среды, т.е. океана, персонифицируемая в Люцифере, и
заключающаяся в двух основных отрицательных (по отношению к эволюции)
влияниях. Первое заключается в горизонтальном хаотичном перемешивании каждого
слоя, вследствие чего в нем разрушаются уже имеющиеся формы и структуры и
появляется муть, т.е. снижается достигнутый уровень прозрачности. Второе
имеет более тонкий характер и выражается в насильственном ускорении
вертикального спуска сотворенных Абсолютом сущностей - тогда они не успевают
высветлить очередной слой, т.е. выполнить в нем свою кармическую задачу, и к
тому же оказываются неподготовленными к погружению в более глубокий слой,
воплощаясь в нем не теплыми нежно согревающими лучами весеннего солнца, а
врываясь туда шаровой молнией или добела раскаленным болидом, взрывающимся
под крики боли и ужаса и со страшными кармическими последствиями для
соответствующего слоя. На обычном языке первое действие называется ввержением
в хаос или разрушением, второе - профанацией, и Люцифер вербует себе
помощников и слуг по обоим направлениям. Тем не менее, пространство
постепенно высветляется сверху вниз: в Абсолюте растворяются сначала самые
верхние его слои, затем следующие и т.д., пока не кончится день Брамы и не
наступает Пралайя, т.е. бытие Абсолюта в Самом Себе, длящееся до тех пор,
пока Ему не вздумается создать новый вариант своего проявления.
Аналогично происходит эволюционное развитие человека; при этом роль
Абсолюта играет Атман, или высшее 'я', а роль океана - совокупность семи
тонких тел человека. С этой точки зрения Гагтунгр, или точнее Люцифер, есть
не что иное как символ человеческой лени и косности, заставляющих человека
успокаиваться на достигнутом и почивать на лаврах, бессмысленно и сонно
перебирая четки полученных ранее наград, забывая до поры до времени о том,
что эволюционная лестница не стоит на месте, а медленно, но верно движется
вниз, и пробуждение в момент неминуемого выбора между Сциллой и Харибдой не
самое светлое ощущение из обширного спектра, предлагаемого жизнью.
* * *
Как читатель, вероятно, помнит, тонкая семерка суть черные учителя по
чакрам; однако сами по себе ее члены придерживаются несколько иного мнения по
этому поводу. В частности, они воспринимают эволюционную лестницу полностью
на свой счет, считая, что она существует как замечательный плацдарм для
разнообразного самовыражения как по отдельности, так и в тройках,
соответствующих уровню, плану и подплану. Если же на одном из тонких тел
человека имеется крокодил, то упомянутая компания охотно сядет на него верхом
или расположится в пространстве иным удобным для себя образом.
Проработка каждого уточненного уровня может быть разделена на три фазы,
соответствующие индийским гунам (качествам): раджас, тамас и саттва, т.е.
рождение, оформление и умирание. На первой (раджасической) фазе человек
ощущает себя на новом уровне как бы выкинутым после кораблекрушения на
необитаемый остров, где должен освоиться. На второй (тамасической) фазе
происходит его привыкание к уровню, освоение его особенностей и
приспособление к жизни в новых условиях. На третьей (саттвической) фазе
человеку наскучивают вибрации данного уровня, и он готовится к переходу на
следующий, что всегда сопровождается некоторыми жертвами. Автор, однако, не
будет рассматривать проблемы, характерные для каждой фазы освоения каждого
уточненного уровня каждого из семи тел, и ограничится беглым обзором реакций
тонкой семерки на активизацию чакр, представляющих собой уровень, план и
подплан данного тела человека. На всякий случай автор напоминает читателю,
что дракон считает своей вотчиной вибрации сахасрары, свинья - аджны,
торопыжка - вишудхи, желтый - анахаты, черный - манипуры, змей -
свадхистханы, и серый - муладхары. Однако их поведение и внешний вид сильно
зависят