доливает соответствующее число стаканов воды, добавляет
соль и необходимое время варит кашу на огне.
Анахатная фаза: хозяйка снимает кастрюлю с кашей с огня, плотно
закрывает ее крышкой и заворачивает в одеяло: каша упревает.
Вишудховская фаза: упревшая каша выкладывается на сковородку со
сливочным маслом и обжаривается, приобретая блестящий коричневый цвет.
Аджновская фаза: каша раскладывается по тарелкам и над ней произносится
предобеденная молитва, объединяющая членов семьи.
Сахасрарная фаза: каша вдумчиво съедается.
Ключевые слова, относящиеся к сахасраре, это 'Абсолют', 'Единый',
'источник', 'предвечный', 'мистическое растворение'. На сахасраре происходит
последняя фаза постижения пространства: растворение в нем субъекта. На аджне
пространство познано полностью, но человек находится снаружи, как бы взирает
на него со стороны. Переход на сахасрару можно сравнить с непосредственным
погружением в океан, который был на аджне всесторонне и полностью исследован
и постигнут извне; студент идет на дипломную практику; ребенок осваивается в
окружающем мире; сыщик ловит преступника, который об этом знает; врач лечится
сам; змея глотает себя, начиная с хвоста; мудрец постигает глубины своего
'я'; часы не показывают время, а символизируют его.
Мир возвращается к породившему его апофатическому Абсолюту:
неатрибутивному, неизменному, непознаваемому, вневременному и
внепространственному. Йог впадает в самадхи, буддист погружается в нирвану,
тантрист в сексуальном экстазе сливается со Вселенной. Христианский мистик
отбрасывает все земное и суетное и, трепеща от восторга, сливается с Богом.
Зритель поглощается картиной, читатель ощущает себя автором читаемого текста.
* * *
Неправильно думать, что Абсолют сотворил проявленный мир вместе с его
законами раз и навсегда, устранившись далее от него полностью и предоставив
развиваться подобно сироте. В действительности, по мнению большинства
мистиков, творение мира, всех его планов и пространств, а также законов их
развития, которые отражены в структуре более тонких планов, происходит
постоянно и повсеместно. Абсолют творит, оставаясь невидимым, непостижимым и
непознаваемым, но плоды его творчества прекрасно ощутимы. Переход на
сахасрару означает сдвиг точки сборки, при котором творчество Абсолюта в
человеке и пространстве им непосредственно ощущается и какой-то мере
направляется.
Конечно, все пространства настолько взаимосвязаны, что по существу
составляют одно; тем не менее, рассматривая в рамках изучаемой концепции семь
тел человека и соответственно семь планов тонкого мира, можно рассматривать
семь порождающих эти планы инстанций, которые ниже именуются, соответственно,
атманическим, буддхиальным, каузальным, ментальным, астральным, эфирным и
физическим абсолютами. Их не следует считать частями или структурами
Абсолюта, поскольку у Него никаких частей и структур нет; правильнее
воспринимать их как Его порождения, которые играют ту же роль для
соответствующих планов тонкого мира, что Он для мира в целом. Автор, однако,
подчеркивает условность, т.е. определенную ограниченность предполагаемой
схемы: планы тонкого мира все же связаны друг с другом, поэтому творение,
например, ментальным абсолютом (его еще называют Мировым Разумом или Софией,
Божественной премудростью) ментального плана не проходит незамеченным в
остальных планах, но рассуждать о связях ментального абсолюта с, например,
астральным некорректно: будучи источником всех мыслей и ментальных
конструкций, ментальный абсолют сам по себе уму не постижим, и всякое
умственное суждение о нем будет неосновательно и глупо; впрочем, им можно
восхищаться эмоционально, например, восклицая 'О, ученость!'
Переход на сахасрару означает такое положение точки сборки, при котором
человек становится прозрачным для творчества соответствующего абсолюта; для
этого, разумеется, нужно научиться жить на самых высоких в пределах данного
плана вибрациях, поскольку творческий процесс есть процесс постепенной
материализации и опускания первоначально порожденной абсолютом
информационно-энергетической сущности на уровни более низких вибраций, т.е. в
более плотную среду данного плана. Этот процесс материализации творчества
Абсолюта естественно делится на семь фаз, соответствующих чакрам, но уже в
порядке их убывания.
Сахасрара - озарение, открытие, проявление принципиально нового явления
или сущности.
Аджна - первое внимательное