того,
свободная взаимовыгодная торговля, а аджна-манипура - общие структуры,
характер которых определит подплан: муладхара - Интерпол, свадхистхана -
совместные сельскохозяйственные предприятия, манипура - промышленные и
научно-технические объекты, анахата - общие некоммерческие системы
гуманистического направления и содержания, вишудха - международные союзы
людей искусства, аджна - международные комплексные исследования, особенно
научные, сахасрара - общества по установлению связей с инопланетными
цивилизациями.
На этом уровне человек обнаруживает существование структур,
обеспечивающих единство пространства. Вероятно, что элементы этих структур он
знал и раньше, но истинное их назначение открывается ему только теперь. Это,
например, многозначные слова, которые, словно нитки, сшивают друг с другом
различные миры, в совокупности составляющие данное пространство; на этом
уровне человеку открывается истинный смысл аналогий и метафор как связующих
каналов между этими мирами. Конечно, аджновские структуры не сравнить с
вишудховскими - первые несравненно тоньше и неподготовленному человеку
покажутся не более чем случайной ассоциацией или ничего не значащей игрой
слов - но дело в том, что связи между сильно различающимися мирами (скажем,
миры цветов, форм и запахов) не могут не быть тонкими, и нужна очень тонкая
настройка, чтобы эти связи в самом деле увидеть; зато они резко увеличивают
ощущение единства пространства.
Аджна-анахата. Поэма.
На этом уровне структуры, поддерживающие единство пространства, оживают,
и человеку открывается высшая пространственная любовь, которая в
действительности и объединяет пространство воедино и различными проявлениями
которой служат связи между его разными мирами пространства. Эта любовь - сила
взаимного притяжения, не дающая, например, мирам синего, зеленого и
фиолетового цветов распадаться и существовать каждому самому по себе, но
заставляющая их ощутить свое единство друг с другом и общее происхождение из
некоторого источника, назвать который человек пока не в состоянии, но
явственно ощущает его. Особенно сильные переживания возникают у человека,
выходящего на уровень аджны-анахаты каузального тела: он чувствует, что все
его реальности и по-видимому изолированные и независимые потоки событий на
самом деле связаны друг с другом некоторой нежно заботящейся о нем и мягко
оберегающей его силой, которая, однако, не склонна проявляться слишком
отчетливо. Так связаны перекликающиеся друг с другом музыка, ритм и
внутренние сюжеты истинной поэмы; подплан покажет ее стиль: муладхара -
героическая, свадхистхана - любовная в восточном стиле, манипура -
традиционно-эпическая, анахата - возвышенно-лирическая, вишудха - подчеркнуто
совершенная по форме, аджна - философская, сахасрара - мистическая.
Аджна-вишудха. Опера.
Человек этого уровня единство миров, составляющих данное пространство,
воспринимает уже как выраженное в особых формах; на буддхиальном теле это
философ-этик, создающий общую концепцию восприятия человеком мира и себя:
язык этой концепции должен находиться на уровне аджны-вишудхи (на уровне
аджны-анахаты появляется ощущение возможности и намек на существование
подобного языка). Вообще это очень тонкий уровень: формы синтеза
пространственных форм не должны их искажать, более того, в самих мирах они
почти незаметны. Так, на картине этого уровня можно без ущерба для
эстетического восприятия рассматривать любую ее часть, которая составит
самостоятельный мир: коричневый дом, голубовато-зеленое небо, женщину в
красном на пороге дома, белесый туман перед домом, мужчину в сером пиджаке
спиной к зрителю на переднем плане - однако все эти миры связаны в единую
картину семантическими и композиционными формами, которые ощущаются зрителем
только на уровне внутреннего переживания картины в целом и не могут быть
указаны явно. На профессиональном языке это называется 'точно найденное
решение', а подплан укажет его стиль.
Аджна-аджна. Синтетическая философия.
На этом уровне происходит синтез на единой основе всех форм объединения
миров пространства или, другими словами, синтез всех оформленных способов
видения его единства. Если аджна-вишудха представляет один из таких способов
и достигает в нем совершенства, то двойная аджна означает одновременное
видение каждого из миров из каждой из возможных синтетических (т.е.
аджновско-вишудховских) точек зрения на него, в частности, при
аджновско-аджновском положении