в низших: вишудха смягчает и оживляет жесткие манипурные
структуры, аджна упорядочивает и осмысляет богатство свадхистханы, сахасрара
означает конец пути, начатого в муладхаре.
Выход на аджну это всегда эстетический шок: то, что было безупречной
формой, оказывается лишь красивой картинкой, нарисованной на листке бумаги,
который стоит лишь чуть не так повернуть или осветить, и весь эффект
пропадет. Все былые достижения кажутся плоскими и однобокими, и срочно нужно
искать им новое оправдание, синтетический полноценный образ, гранями которого
будут ранее найденные совершенства. Скульптуру хочется раскрасить, картину
сделать объемной, балерину заставить петь, а тенора раздеть догола, чтобы он
попутно демонстрировал безупречность форм и движений физического тела. Однако
это не так просто: эклектичное соединение безупречных вишудховских форм,
относящихся к разным пространственным структурам, опускается на уровень
свадхистханы и радостно приветствуется только 'мещанином' в ругательном
смысле этого слова.
Лишь на уровне аджны можно по-настоящему заниматься любыми проблемами
человека, который представляет собой удивительно сложный комплекс различных
сортов форм, структур и пространств. Существующая в настоящее время
специализация и набор наук о человеке ориентируются преимущественно на тела;
причем если каждое тело в отдельности еще как-то изучается (кроме
каузального, которое предметом серьезных изысканий пока не стало - в связи
с общей для атеистов и верующих концепцией о его непознаваемости: первые
считают поток событий абсолютно хаотичным, вторые уповают на неисповедимость
путей Господних), то связи между соседними телами практически не исследованы.
В то же время человеку требуется минимум 13 учителей для самопознания: 7
учителей по каждому из тел и еще 6 специалистов по связи соседних тел
(физического с эфирным, эфирного с астральным и т.д.), и еще один, 14-й, так
сказать, специалист по воле Божьей, т.е. по связи атманического тела с
высокими эгрегорами. Если для специалистов по телам еще можно как-то
обозначить соответствующие профессии: физическое - врач, массажист,
гигиенист; эфирное - повар, диетолог, тренер; астральное - ?; ментальное -
учитель; каузальное - гадалка, практический духовный учитель; буддхиальное -
психолог, этик; атманическое - духовный наставник; то специалисты по
вертикальным связям между телами практически отсутствуют, хотя, конечно,
любой врач знает, что физическое здоровье сильно зависит от тонуса и
наоборот, духовный наставник понимает, что вера должна опираться на
соответствующие жизненные позиции и мировоззрение, а психолог ощущает влияние
непосредственной жизни своего пациента на его взгляды и психологию. Однако
механизмы связей между телами пока совершенно не исследованы и ждут своих
первооткрывателей - читатель, конечно, понимает, по какой чакре они будут
работать.
Главные ощущения человека, вышедшего на аджну, это чувства единства и
полноты. Внезапно он обнаруживает, что разные системы пространственных форм
суть не что иное как отражения различных ограниченных способов видения
пространства, при котором оно обозревается лишь частично, а теперь он вдруг
видит его на такой позиции, когда все прежде несоединимые системы
пространственных форм оказываются гранями или проекциями некоторой единой
объемной формы, уже исчерпывающей данное пространство. Это можно сравнить с
впечатлением человека, который долго изучал тени, отбрасываемые объемным
предметом на плоскость, а потом вдруг увидел его воочию.
На аджне пространственные формы просвечивают одна через другую и видны
все сразу, но, конечно, не так четко, как на вишудхе каждый из них.
Аджновское видение - целостное, и возникает обычно внезапно, как на опушке
леса мгновенно распознается гриб или среди разрозненных линий кубического
портрета вдруг проглядывает лицо человека.
Аджна обесценивает совершенство вишудхи - оказывается, что для синтеза
и полноты точность и безупречность на ее уровне уже не требуются, и вообще ее
достижения переосмысливаются - так писанная красавица, попав в
интеллектуальное общество мужчин, интересующихся преимущественно эволюционным
развитием или, хуже, интегральной геометрией, обнаруживает, что ее обычно
неотразимые чары производят более чем скромное впечатление, и с ужасом для
себя понимает, что дело здесь не в правильной постановке лебединой шеи или
форме умело нарисованных глаз, а чем-то совершенно другом. Аджна дает видение
пространства в его полноте,