изящной игры словами, тонкого юмора и удивительной
легкости, по сравнению с которой совершенство вишудхи кажется тяжелым и
громоздким. Если вишудха производит впечатление безупречности, то аджна
воспринимается как чудо - таково волшебство пушкинских строк, произносимых
совершенно естественно и как будто на одном дыхании, но при этом ключевые по
смыслу слова почему-то регулярно оказываются в концах строк и друг с другом
перекликаются - это называется рифма.
Стихи, музыка и колористическая живопись дают хорошее представление о
сущности жизни. Это уровень, на котором пространство обнаруживает в себе
несколько видов форм, сочетающихся друг с другом с большим трудом; по крайней
мере, находясь на уровне вишудхи, их приходится осваивать отдельно, а на
аджне становится возможным их синтез. Это означает особый сдвиг точки сборки
в положение, из которого видны сразу все структуры пространства, и
обнаруживается его единство, которое можно увидеть, но практически невозможно
объяснить, подобно тому как 'соль' анекдота с игрой слов при его объяснении
иностранцу теряется. Здесь ситуация скорее обратная: аджна объясняет то, что
было понятным на вишудхе, так как она дает видение пространства как бы с
вершины высокой горы, в то время как вишудха это любой из гребней, к этой
вершине ведущих.
Разницу между вишудховским и аджновским видением можно пояснить на
примере физического плана, который физически пышно именуют
'пространственно-временным континуумом' (название явно тяготеет к
атманическому телу: так и просится в объекты поклонения).
Пространственную форму определяет характерный ритм, т.е. вибрация.
Различные вибрации, связанные с временем, дают нам (в зависимости от частоты)
цвета и звуки; таким образом, каждый отдельный цвет и звук определенной
частоты задают свою структуру пространства, т.е. набор его форм. Вибрации,
связанные с физическим трехмерным пространством, выражаются в повторяющихся
геометрических формах; типичный пример это орнамент.
Таким образом, совершенствуясь в игре на барабане, одноцветном
орнаменте, вообще в графике и медитациях на одном цвете, человек осваивает
формы, относящиеся к одной пространственно-временной структуре, т.е.
прорабатывает вишудху (сюда же относятся техника игры на музыкальных
инструментах, в той ее части, которая касается движений физического тела:
беглость пальцев, чувство ритма и т.д.). Но как только художник кладет на
палитру несколько красок или в голове у композитора начинает звучать
мелодия - точка сборки неизменно переходит на аджну; первое впечатление
новичка - голова идет кругом; те же чувства испытывает начинающий драматург,
компонуя реплики (и действия) своих разношерстных персонажей.
Эфирная аджна это, например, искусство приготовления сложных салатов и
составления меню в целом - уровень шеф-повара экстра-класса.
Астральная аджна - на этом уровне находятся великие писатели и поэты,
умеющие выразить сложную мятущуюся 'душу', т.е. астральное тело своих пылких
героев и особенно героинь, а также актеры, способные изобразить то же на
сцене, не превращая сложный набор эмоций героя в винегрет в худшем смысле
слова.
Ментальная аджна - это уровень ментальных моделей, синтезирующих плохо
соединимые свойства пространства. Это, например, хороший физик-теоретик,
который опирается на вишудховские математические модели как на костыли, берет
их невообразимое и совершенно некорректное с точки зрения математики
сочетание и пытается прыгнуть на аджновские высоты 'физического смысла',
который в конечном счете оправдает все его математические грехи.
Каузальная аджна - например, политик, видящий разнородные течения
событийных потоков и способный ловко сманеврировать, провести точную интригу
и выйти сухим из воды, пройдя по дну Марианской впадины.
Буддхиальная аджна - мудрец, изучающий особенности переплетения
различных видов тонкой кармы; философия этики, синтез этических воззрений
людей разных уровней и культур.
Атманическая аджна - на этом уровне должны быть экуменические идеалы,
религии этого уровня в настоящее время пока нет.
Недостаточное включение аджны часто воспринимается как ограниченность,
'наивность и прямолинейность', наоборот, ее действие воспринимается как
мудрость. Если вишудху иногда смешивают с манипурой (форма и структура), то
аджну невнимательный наблюдатель может спутать со свадхистханой: и там, и там
'всего много'. В действительности высшие чакры как бы дорабатывают то, что
недоделано