Авессалом Подводный

Возвращенный оккультизм или Повесть о тонкой семерке 2

изящной игры словами, тонкого юмора и удивительной

легкости, по сравнению с которой совершенство вишудхи кажется тяжелым и

громоздким. Если вишудха производит впечатление безупречности, то аджна

воспринимается как чудо - таково волшебство пушкинских строк, произносимых

совершенно естественно и как будто на одном дыхании, но при этом ключевые по

смыслу слова почему-то регулярно оказываются в концах строк и друг с другом

перекликаются - это называется рифма.

Стихи, музыка и колористическая живопись дают хорошее представление о

сущности жизни. Это уровень, на котором пространство обнаруживает в себе

несколько видов форм, сочетающихся друг с другом с большим трудом; по крайней

мере, находясь на уровне вишудхи, их приходится осваивать отдельно, а на

аджне становится возможным их синтез. Это означает особый сдвиг точки сборки

в положение, из которого видны сразу все структуры пространства, и

обнаруживается его единство, которое можно увидеть, но практически невозможно

объяснить, подобно тому как 'соль' анекдота с игрой слов при его объяснении

иностранцу теряется. Здесь ситуация скорее обратная: аджна объясняет то, что

было понятным на вишудхе, так как она дает видение пространства как бы с

вершины высокой горы, в то время как вишудха это любой из гребней, к этой

вершине ведущих.

Разницу между вишудховским и аджновским видением можно пояснить на

примере физического плана, который физически пышно именуют

'пространственно-временным континуумом' (название явно тяготеет к

атманическому телу: так и просится в объекты поклонения).

Пространственную форму определяет характерный ритм, т.е. вибрация.

Различные вибрации, связанные с временем, дают нам (в зависимости от частоты)

цвета и звуки; таким образом, каждый отдельный цвет и звук определенной

частоты задают свою структуру пространства, т.е. набор его форм. Вибрации,

связанные с физическим трехмерным пространством, выражаются в повторяющихся

геометрических формах; типичный пример это орнамент.

Таким образом, совершенствуясь в игре на барабане, одноцветном

орнаменте, вообще в графике и медитациях на одном цвете, человек осваивает

формы, относящиеся к одной пространственно-временной структуре, т.е.

прорабатывает вишудху (сюда же относятся техника игры на музыкальных

инструментах, в той ее части, которая касается движений физического тела:

беглость пальцев, чувство ритма и т.д.). Но как только художник кладет на

палитру несколько красок или в голове у композитора начинает звучать

мелодия - точка сборки неизменно переходит на аджну; первое впечатление

новичка - голова идет кругом; те же чувства испытывает начинающий драматург,

компонуя реплики (и действия) своих разношерстных персонажей.

Эфирная аджна это, например, искусство приготовления сложных салатов и

составления меню в целом - уровень шеф-повара экстра-класса.

Астральная аджна - на этом уровне находятся великие писатели и поэты,

умеющие выразить сложную мятущуюся 'душу', т.е. астральное тело своих пылких

героев и особенно героинь, а также актеры, способные изобразить то же на

сцене, не превращая сложный набор эмоций героя в винегрет в худшем смысле

слова.

Ментальная аджна - это уровень ментальных моделей, синтезирующих плохо

соединимые свойства пространства. Это, например, хороший физик-теоретик,

который опирается на вишудховские математические модели как на костыли, берет

их невообразимое и совершенно некорректное с точки зрения математики

сочетание и пытается прыгнуть на аджновские высоты 'физического смысла',

который в конечном счете оправдает все его математические грехи.

Каузальная аджна - например, политик, видящий разнородные течения

событийных потоков и способный ловко сманеврировать, провести точную интригу

и выйти сухим из воды, пройдя по дну Марианской впадины.

Буддхиальная аджна - мудрец, изучающий особенности переплетения

различных видов тонкой кармы; философия этики, синтез этических воззрений

людей разных уровней и культур.

Атманическая аджна - на этом уровне должны быть экуменические идеалы,

религии этого уровня в настоящее время пока нет.

Недостаточное включение аджны часто воспринимается как ограниченность,

'наивность и прямолинейность', наоборот, ее действие воспринимается как

мудрость. Если вишудху иногда смешивают с манипурой (форма и структура), то

аджну невнимательный наблюдатель может спутать со свадхистханой: и там, и там

'всего много'. В действительности высшие чакры как бы дорабатывают то, что

недоделано