Авессалом Подводный

Возвращенный оккультизм или Повесть о тонкой семерке 2

для него сил пространства. Человек же (физической) вишудхи уже

видит источники гравитационных сил и летает, гораздо более уверенно огибая

фонарные столбы и линии электропередач.

Переход от анахаты к вишудхе это всегда огромное открытие: человеку

становятся отчетливо видны источники пространственной любви, которая казалась

чем-то неуловимым, благословением, идущем ниоткуда. Теперь же выясняется, что

очень даже 'откуда', и более того, человеку понятно, как меняя

пространственные формы, добиться желаемого сорта и разновидности благодати,

которая на языке вишудхи обычно называется красотой. Таким образом, не совсем

правильно говорить, что форма красива: она излучает некоторую энергию,

которая, вплетаясь в прочую энергетику окружающего пространства, создает

более или менее гармоничный эффект; как говорится, смотрится или не

смотрится. Это хорошо видно не только на физическом плане (хороший костюм

требует соответствующих ботинок и возражает против небритости), но и

каузальном: красивый поступок, совершенный в неподходящей обстановке, бросает

сильную тень на его автора и может резко усугубить и без того тяжелую

ситуацию.

Вибрации формы выше вибраций любви, и прозрение любви гораздо труднее

прозрения благодати. Это, однако, не всегда очевидно человеку манипуры (да и

анахаты), который может путать форму и структуру, ошибаясь ровно на две

чакры. Структура - это схема, план, чертеж; форма - то, что изображено на

картине, портрете. Оценивая произведение искусства, например, роман, человек

манипуры-вишудхи обратит внимание на структуру повествования (вступление,

основная сюжетная линия и ее разветвления, лирические отступления и т.д.), и

его положительная оценка прозвучит, например, так: 'Сильная вещь'. Человек

анахаты-вишудхи, конечно, краем глаза отметит структурные и жанровые

особенности, но искать будет чего-то невыразимое словами, некое ощущение

между строк, и, найдя его, останется в состоянии немого восхищения. Однако

сами строки, их энергия и вдохновение, понятны только мастеру-писателю,

находящемуся на уровне вишудхи, умеющему найти слова и синтаксические

конструкции, которые свяжут их в магический ряд. Писатель-романист творит на

буддхиальном плане; казалось бы, обычному художнику-графику, имеющему дело с

физическим пространством, легче - однако это вовсе не так. От структуры

физического пространства (того, что называется пропорциями, перспективой и

т.д.) - до его форм расстояние - те же две чакры, и их приходится проходить с

большим трудом. Настоящий художник отличается от истинного любителя живописи

тем, что первый видит пространственные формы в самом пространстве, а второй -

на рисунке, сделанном первым (естественно, формы на картине гораздо более

энергетичны, чем в жизни, и оттого лучше видны). Однако прозрение

пространственных форм и овладение искусством их компоновки идет постепенно,

требует длительной школы и на разных телах означает совсем разные вещи.

Развитие вишудхи физического тела дает хорошую координацию движений,

ловкость, гибкость, умение обогнуть угол стола, не врезавшись в него на

повороте. Человек физической вишудхи чувствует пространственные формы своим

телом, и его движения воспринимаются как совершенный танец. То же, кстати

говоря, относится и к его внутренним органам, мышцам, нервам, связкам, чьи

движения пока не стали объектом эстетического восприятия, но исключительно по

недостатку средств наблюдения. Традиционная медитация на физической вишудхе -

классический балет, но у профессиональных балерин и танцовщиков все же очень

узкий спектр движений по сравнению с потенциальными возможностями физического

тела, кроме того, обычный балет это танец на пустой сцене, заполненный только

музыкой, которая, конечно, оформляет пространство и ведет в нем танцовщика,

но это все несравнимо по красоте с естественным танцем, производимым

физическим телом в пределах пространства, изобилующего различными

функциональными предметами, например, танец официанта или домохозяйки с

пылесосом - но такого рода постановки еще только начинают входить в моду и

осваиваться.

Вишудха-муладхара. Самурай.

При переходе на этот уровень у человека происходит сильный шок -

оказывается, смысл жизни не в восприятии любви пространства и растворении в

ней, что так замечательно получается на анахате-сахасраре, а в тяжелой

сосредоточенной работе по совершенствованию пространственных форм. Процесс

вишудхи-муладхары - создание форм, обеспечивающих сохранение данного

пространства.