жизни, точнее, ее всепроникающий фон, настолько
интимный, что говорить о нем не хочется: он всегда подразумевается, и как бы
выносится за скобки, так что другой человек, живущий в нем сам, все отлично
поймет, а чужак - нет, и очень хорошо, что так.
Общий уровень манипуры соответствует вибрациям управления и
структурирования; он по сути инструментален. На этом уровне человек учится
управлять собой и другими, структурирует внешний и внутренний мир. Его
потребности (и соблазны) совершенно непонятны человеку свадхистханы, но
последний, тем не менее, ощущает его духовное превосходство, во всяком
случае, при разнице точно в чакру: например, для человека уровня
свадхистхана-манипура-аджна естественным духовным учителем будет человек
манипура-манипура-аджна (не любой, конечно). Вообще уровень человека
(коллектива, социума) хорошо определяется уровнем людей, которых он считает
своими практическими и духовными учителями: первые превосходят его на чакру,
вторые - на две. Например, современное автору общество в целом практическими
учителями считает людей манипуры, т.е. властных и способных навести порядок,
а высокими - людей анахаты, проповедующих любовь и ненасилие. Это означает,
что само общество стоит на уровне свадхистханы, хотя в нем есть много
манипурных вкраплений.
В плане социальном каузальная манипура соответствует, например,
развитому капиталистическому обществу, решившему проблему нищеты и
бездомности для практически всех своих членов; основным внутренним
содержанием социальной жизни является максимальное участие в системе
управления обществом и совершенствование этой системы.
В аспекте внутренней жизни манипура знаменует важнейший ее этап:
структуризацию, т.е. появление внутреннего мира и восприятие его как
управляемого волей и сознанием человека. Другими словами, человек манипуры
учится работать над собой и в какой-то мере склонен постигать себя, видя в
этом необходимое условие для успешного выполнения своих планов. На этом
уровне впервые появляется ощущение отчетливой личной цели, которую человек
себе ставит и последовательно добивается; человек свадхистханы до этого не
доходит: он все же слишком растворен в потоке своей энергии и недостаточно
индивидуализирован; у него преобладает групповое (семейное, клановое,
национальное) самосознание, и ему очень трудно ставить себе индивидуальные,
отличные от всех, цели и задачи: его ведет групповой эгрегор, не выдавая
особых отличительных меток.
Атманическая манипура соответствует вибрациям могущественного Бога,
централизованно правящего им же тщательно сконструированным миром. К этой же
чакре относятся тезисы, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ (т.е. вся сила
от Него).
На манипуре человек окончательно отделяет себя от мира: у него
появляются чувства личной ответственности и долга перед самим собой, в
частности, перед поставленными самому себе целями, и потребность в том, чтобы
общество давало ему определенную личную свободу - то, что в наше время
именуется термином 'права человека'. Эта свобода обеспечивается конституцией,
законодательством, судами и тюрьмами - типично манипурной системой жесткого
управления, вызывающей у людей анахаты тяжелое чувство. Однако способы
управления собой и структурирования своего внутреннего мира у человека
манипуры примерно те же: своя система слежки за самим собой,
многоступенчатого самообмана, развитый репрессивный аппарат и самооценки по
системе шкал - в общем не человек, а табель с отметками. На этом уровне
человек еще не умеет по-настоящему любить ни других, ни себя - но зато
отлично разложит всех по полочкам и после этого организует в систему,
используя весьма изощренный инструментарий, которому человек свадхистханы
может только позавидовать.
Манипура-муладхара. Человек долга. Промышленный робот на конвейере.
Для этого человека главное слово это 'надо', если оно звучит у него
внутри: тогда он сделает это 'во что бы то ни стало', т.е. сосредоточит здесь
все свои усилия. Это люди, выковывающие свой характер, хотя и с самого начала
он кажется выполненным из легированной стали, каким бы ни был подплан,
который укажет стиль поведения, но никогда не отменит неуклонности. Пафос
этого человека - самостоятельное выполнение трудных дел с четкой целью, по
возможности начиная 'с самого начала'. Подплан определяет манеру исполнения:
муладхара - с напряжением всех сил, иногда истерическим, свадхистхана -
вальяжно, не брезгуя чужой помощью, но только по мелочам, манипура