но не столько лично
заботящегося о человеке, сколько наполняющего собой всю природу и людей и
освещающего их Своим неизреченным светом, который упоминается в сцене
преображения Иисуса (Матфей, 17). Экзотерической религии, основанной на этой
чакре, пока нет; может быть, до нее дойдет христианство, которое пока лишь
претендует на это. Тем не менее, многие мистики и святые вдохновлялись
энергиями атманической анахаты и имели видения Бога, любящего высокой любовью
(образ девы Марии).
Религиозность на анахате это пара-бхакти, настройка на Бога невидимого,
но ощущаемого по вибрациям, отдаленно напоминающим чистую земную любовь, но
гораздо более сильным, устойчивым и, если можно так выразиться, бескорыстным:
здесь Бог любит человека просто так, от полноты чувств, ничего не требуя
взамен. Однако выразить свою ответную любовь к Богу человеку на этом уровне
не удается, а мир, и особенно люди среднего уровня, не очень склонны ее
принимать, поскольку потоки анахаты холодны и совсем не содержат тепла
муладхары или свадхистханы: здесь, может быть, решат часть твоих проблем, но
сантиментов не разведут и теплой кофточки на дальнюю дорогу не свяжут.
Атманическая вишудха. С этой чакрой, вероятно, была связана религия
древних греков, обожествлявших совершенные формы. Сейчас это чаще всего
религиозность отдельных людей, ощущающих Божественное начало в гармонии
проявленных форм. Это религиозное чувство может быть очень сильным, но
человек склонен его не замечать или резко профанировать, поскольку
современные религии его практически не признают: тезис 'Бог есть красота' в
наше время не в моде. Однако по-настоящему религиозный человек не должен
определять способы, которыми Бог ему является, а это в данном случае может
быть внезапным видением Божественной красоты в чем угодно, будь то
произведение искусства или брюшко обыкновенной осы. Здесь важна лишь высота и
сила эстетического переживания, которое на атманическом теле звучит, конечно,
не так, как на астральном (священный трепет отличается от приятного
эмоционального возбуждения).
Атманическая аджна это чакра религиозных философов, которые видят Бога в
разнообразных тонких структурах порожденных Им миров и реальностей, их
взаимосвязи и взаимодействия. Это идеал джнани-йоги - познания путей
проявления Абсолюта. По идее этой чакре должна соответствовать синтетическая
'научная' религия, объединяющая эзотерические части всех существующих религий
и все научные концепции как некоторые частные способы проявления Единого.
У человека с активной атманической аджной открывается космическое
сознание и ему становятся видны структуры путей Провидения на всех планах -
такие озарения обычно совершенно невыразимы на человеческом языке, но даже
частичный их перевод может сделать человека пророком и народоводителем.
Атманическая сахасрара - ей соответствует путь карма-йоги - безличной
работы, посвященной Богу, без привязанности к каким-либо ее результатам. Эта
чакра означает религиозность человека Божьего, каждый жест и поступок
которого есть служение высокому эгрегору, т.е. вся его жизнь по существу есть
молитва, независимо от того, что именно он делает. Включение этой чакры у
обычного человека сопровождается сильным религиозным просветлением без
какой-либо дополнительной работы над собой; при этом им осознаются вибрации
его индивидуального духа (высшего 'Я', Атмана), которые сливаются с
вибрациями Абсолюта (Брахмана). Это чакра Будды: 'Неправильно говорить: я
гуляю. Можно лишь так: происходит прогулка' и Лао-цзы: 'Умеющий ходить не
оставляет следов'.
Буддхиальное тело.
Если атманическое тело можно назвать религиозным, то буддхиальное можно
назвать тонко-кармическим, или 'судебным', так, чтобы это слово относилось к
судьбе, а не к суду.
В буддхиальном теле отражены основные контуры судьбы человека, или ее
главные сюжеты, но еще в не проявленном виде: окончательную материализацию в
виде конкретных событий они получают лишь в каузальном (плотно-кармическом)
теле. Кроме того, в буддхиальном теле заложены те внутренние установки
человека, которые исподволь ведут его по буддхиальным сюжетам - это его
жизненные позиции, общая жизненная философия, мировоззрение и способы
мировосприятия. Точнее говоря, информация, зашифрованная в буддхиальном теле,
проявляется двояким образом: в виде основных сюжетных линий судьбы человека,
с одной стороны, и в его, что называется, 'психологии', с другой. С точки
зрения движения