детьми и,
возможно, женами и наложницами. Здесь семья и дети играют очень существенную
роль - семья (в частности, сексуальная жизнь) это способ расширения и
воплощения своего эго, а дети рассматриваются как продолжение себя в будущем,
т.е. залог личного бессмертия.
Манипура, или чакра (низшей) воли имеет пафос прямого энергетического
управления как собой, так и внешним миром. Человек манипуры это волевой
человек в обычном значении этого выражения, т.е. человек, чьей прямо
выраженной воле трудно противиться. Другое ключевое для энергетики манипуры
слово это (прямое) давление, т.е. опять-таки сила, ощутимая почти физически.
Манипура это чакра спортсменов ('спортивная злость'), чиновников и жестких
религиозных проповедников, вколачивающих веру в человеческие души с помощью
нагайки. Праздник манипуры это упоение своей властью учителя, строгой
дисциплиной подчинившего себе класс, военный парад с вымуштрованным личным
составом войск, или аналогичная сцена в пределах семьи, или любой
начальственный акт в рамках послушной бюрократической системы. Вообще
насколько свадхистхана тепла и по первому ощущению 'душевна', настолько
манипура жестка и холодна - и тем не менее ее искушение, т.е. искушение
прямой власти над миром, тоньше и опаснее искушения роскошной праздности и
ленивой сексуальности свадхистханы.
Анахата, или сердечная чакра, имеет пафос возвышенной или Божественной
любви, не имеющей ничего общего с теплотой и задушевностью ('сладостью')
свадхистханы. Излучение анахаты это, скорее, особый свет, озаряющий мир и
совершенно его преображающий. Поток анахаты дает невыразимое ощущение
Божественного присутствия, которое может быть переживаемо человеком как
возвышенная любовь мира (или его части) к человеку, но это не обязательно:
свет в потоках анахаты может предстать как особое видение тонкой гармонии
мира, или как невыразимое сокровенное знание, или как чувство скрытой
осмысленности своего жизненного пути, и еще многими другими способами. (Цвета
чакр традиционно идут по радуге: муладхара - красная, свадхистхана -
оранжевая, манипура - желтая, анахата - зеленая, вишудха - голубая,
сахасрара - фиолетовая). Зеленые потоки анахаты холодны, они создают ощущение
отчужденности человека от мира, но и огромной потенциальной власти над ним,
так как анахата выше манипуры. Они несут человеку радость освобождения от
плотных оков проявленного мира и ясно, хотя и интуитивно ощущаемую связь с
тонким. Вместе с тем, в анахате тонкий мир еще не проявлен ни в каких формах.
Он как бы говорит: 'Я - первоисточник, причина и тайное содержание видимого
мира, но Я - это не он'. Поэтому любовь людей анахаты всегда несколько
отдаленно-отчуждена, она может быть очень действенной, но не лично теплой:
человек анахаты видит Бога за другим человеком, но не в непосредственных его
проявлениях: страданиях, проблемах и капризах; другими словами, он ясно видит
и любит высшее начало в людях, но не их мирские оболочки. Аналогично, человек
анахаты может видеть высокую гармонию, стоящую за внешним миром, но не
нашедшую в нем (по его ощущению) адекватного выражения, или безупречность
переплетения жизненных перипетий своих знакомых, но не их (знакомых)
конкретного поведения в собственной жизни, т.е. ощущать мудрость замысла
Проведения, но не исполнителей Его ролей.
Вишудха, или горловая чакра, имеет пафос совершенной формы или, иначе
говоря, Бога, проявленного в мире. Невыразимое на уровне анахаты оказывается
материализуемым при включении вишудхи, и это производит на человека анахаты
(святого) впечатление чуда. Человек вишудхи это античный бог, совершенный в
своем проявлении, которое всегда исполнено Божественной любви и есть то или
иное ее оформление и воплощение - но увидеть и оценить это может лишь человек
анахаты. Вишудха - чакра людей искусства с сильным религиозным каналом - это
иконописцы, сочинители и исполнители духовной музыки и т.д. Конечно, и
'светское' искусство может идти на потоках вишудхи, но тогда в нем,
независимо от сюжета, все равно ощущается Божественное присутствие и
совершенство выразительных средств.
Совершенство формы самой по себе, безотносительно к воплощению в ней
Божественного - искушение вишудхи и мечта Гагтунгра в отношении творческих
людей, которых он хотел бы заставить творить совершенные формы с адским
содержанием, т.е. с их помощью эффективно транслировать свою волю. На уровне
вишудхи люди воплощаются очень редко, и обычно он достигается медитативно: у
актера на сцене,