времени человек окончательно стряхнет с себя и физическое, и астральное тела и перейдет в мир разума, он перенесет туда с собой и весь этот накопленный материал; все содержимое его сознания последует за ним в мир, к которому это сознание в действительности принадлежит, и жизнь человека в мире Девачана будет посвящена переработке этого материала в соответствующие способности и качества.
В конце периода Девачана тело разума передает все приобретенные таким образом характеристики перманентному причинному телу с тем, чтобы они могли быть использованы в следующей инкарнации.
Эти способности в процессе возвращения человека вновь облекаются в материю уровней рупа мира разума, формируя новое, более четко организованное и более развитое тело разума для следующего нисхождения на землю. Эти способности будут впоследствии проявляться через астральное и физическое тела как 'врожденные способности' ребенка, с которыми тот появляется на свет.
В течение всей своей нынешней жизни мы заняты сбором материалов вышеописанными способами; а в течение жизни в Девачане мы будем перерабатывать эти материалы, превращая их из отдельных мысленных усилий в мыслительные способности, в ментальные возможности и навыки ментальной деятельности. Это грандиозное изменение происходит в течение жизни в Девачане, и коль скоро мы теперь знаем, что ее продолжительность зависит от того, как мы используем возможности, предоставляемые нашей земной жизнью, мы не будем более жалеть свои силы.
Состояние тела разума, которое мы приобретем в следующей инкарнации, зависит от того, что мы успеем сделать с нашим нынешним телом разума; отсюда и та прямая зависимость эволюции человека от того, как он использует свое тело разума в продолжении своей земной жизни, — этим человек определяет масштабы своих действий в мире Девачана, а они, в свою очередь, определяют ментальные качества, которыми он будет наделен в своей следующей земной жизни. Мы не можем отделить одну жизнь от другой, как и не можем чудесным образом создать что-либо из ничего. Карма приносит урожай в соответствии с посеянным: скудным или богатым будет урожай — зависит от того, как хорошо сеятель подготовил почву и какие подобрал семена.
Автоматическое действие тела разума, о котором говорилось выше, можно будет яснее себе представить, рассмотрев поближе природу тех материалов, из которых оно создается.
Вместилищем всех тех материалов, которые оно использует для себя, является Вселенский Разум, с которым это тело связано через свою наиболее внутреннюю природу. Эти материалы являются источником всевозможных вибраций, варьирующихся, в зависимости от структуры материала, по качеству и мощности.
В теле разума, как и в физическом теле, постоянно происходит процесс замены составляющих его частиц, и потому тело разума автоматически притягивает к себе материю, которая по структуре своей соответствует материи уже имеющейся в теле; эту материю тело разума черпает из ее общего вместилища, заменяя отслужившие свой срок частички новыми, сходными с прежними по своей структуре.
Если человек приходит к выводу, что ему присущи негативные тенденции и столь же негативные тенденции приходят к ним на смену, он создает новый комплекс вибраций, но его тело разума, успевшее приобрести привычку к вибрациям прежнего свойства, сопротивляется нововведениям, что приводит к конфликтам и страданиям. Но постепенно, по мере удаления прежних частиц и замены их другими, привлекаемыми благодаря самой их способности реагировать на эти новые вибрации, тело разума меняет свои качества, а по сути дела — изменяет и сам материал, из которого оно состоит, и становится негативно настроенным ко всему плохому и притягивающим к себе все хорошее.
Отсюда и значительная сложность самых первых усилий, когда приходится встречать и преодолевать сопротивление прежних стереотипов разума; отсюда и всевозрастающая легкость, с которой дается нам правильное мышление по мере искоренения прежних его форм; и, наконец, отсюда — самопроизвольность и удовольствие, сопровождающие наши последующие действия.
Еще одним способом содействия росту тела разума является практика концентрации, то есть фиксирования разума на чем-либо и прочного удерживания его на избранном объекте, чтобы разум не мог блуждать или отклоняться куда-либо в сторону.
Мы должны приучать себя мыслить четко и последовательно и не позволять своему разуму самопроизвольно перескакивать с одного предмета на другой и растрачивать свою энергию на множество малозначащих мыслей.
Это очень полезная