Анни Безант

Человек и его тела

и через посредство каждой из которых оно имеет возможность функционировать на определенном плане вселенной. Подобно тому как человек для перемещения в пространстве может использовать: повозку — при перемещении по земле, летательный аппарат — при передвижении по воздуху или лодку — для путешествия по воде, но все равно остается при этом самим собой, так и истинное Я, подлинный человек, остается само собой, в каком бы теле оно не функционировало; и подобно тому, как повозка, летательный аппарат или лодка создаются из различных строительных материалов и имеют различные конструкции, максимально приспособленные к стихии своего передвижения, так и каждое тело приспособлено к тем условиям, в которых ему предназначено действовать. Одни тела — тоньше, другие — плотнее; одни живут дольше, другие — меньше; одни обладают большими способностями, чем другие; но у всех у них одно общее свойство — их жизнь скоротечна в сравнении с жизнью человека, все они — его слуги, его орудия, изнашивающиеся и вновь восстанавливающиеся в соответствии со своей природой, приспосабливаясь к разнообразным потребностям человека и его растущим способностям.

Мы рассмотрим их поочередно — одно за другим, начиная с самого низшего, а затем расскажем и о самом человеке — о том, кто действует через посредство всех этих тел.

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО

Термином физическое тело обозначаются два низших принципа человека, именуемые в нашей старой терминологии Стхула Шарира и Линга Шарира. Оба они действуют на физическом плане, состоят из физической материи, формируются на время одной физической жизни, оставляются человеком в момент смерти и распадаются оба на элементы физического плана, в то время как человек переходит далее на астральный план.

Еще одна причина классифицирования этих двух принципов как физического тела или физического носителя заключается в том, что во все время пребывания в физическом мире, или плане, как мы привыкли говорить, мы используем либо одну, либо другую, либо обе эти физические оболочки вместе; по своему строению они принадлежат к физическому плану и не в состоянии выйти за его пределы; действующее в них сознание также сковано физическими ограничениями и подчинено обычным законам пространства и времени. Хотя эти оболочки и могут частично отделяться друг от друга, в течение земной жизни они практически никогда не разделяются; более того, их разделение нежелательно и является признаком болезни, разбалансированного состояния.

Согласно своему составу они классифицируются как плотное тело и эфирный двойник; последний является точной копией видимого тела — частица к частице — и служит в качестве проводника для всех электрических и жизненных потоков, от которых зависит жизнедеятельность тела.

Эфирный двойник до сих пор обозначался термином Линга Шарира, однако в силу некоторых причин желательно отказаться от дальнейшего использования данного термина. Термин Линга Шарира с незапамятных времен использовался в индуистских книгах в ином значении, и вследствие этого произвольное и зачастую неправильное толкование данного термина создало большую путаницу в умах как западных, так и восточных читателей, изучающих специальную литературу Востока. Одна только эта причина, не говоря уже обо всех остальных, является достаточным основанием для того, чтобы отказаться от неправомерного использования этого термина, Кроме того, обозначение структурных составляющих человека английскими терминами желательно еще и потому, что позволяет удалить из нашей литературы для начинающих тот камень преткновения, о который так часто спотыкаются все новички, — санскритскую терминологию. Тем более, что термин эфирный двойник очень точно передает характер и состав этой более тонкой части физического тела, что делает его значимым и удобным для запоминания (каким, собственно, и должно быть каждое специальное обозначение); 'эфирный' — потому что состоит он из эфира, а 'двойник' — потому что являет собой точный дубликат плотного тела, его тень, если можно так выразиться.

Физическая материя может пребывать в семи отличных друг от друга состояниях, и в каждом из них она имеет огромное множество различных вариаций, хотя всем им и свойственны некоторые объединяющие их признаки. Вот эти состояния: твердое, жидкое, газообразное и эфирное, причем последнее, в свою очередь, делится на четыре различных состояния, столь же отличных друг от друга, как, например, жидкости отличаются от твердых и газообразных веществ.

Таковы эти семь состояний физической материи, любая часть которой способна