сразу же наступает обморок или
сон, причем подсознание освобождается и становится восприимчивым
для всякого рода внушений. Именно этот акт насилия, то есть вмеша-
тельство в индивидуальность человека, не рекомендуется с магичес-
кой точки зрения, и маг обратится к гипнозу только в том случае, если
он при этом ставит какую-то благородную цель, например, чтобы вну-
шить своему субъекту доброе начало с особенно сильным действием.
Даже если сам экспериментируемый человек пожелает быть загипноти-
зированным, магу по возможности нужно отказаться от этого. Истин-
ный маг никогда не станет удовлетворять возможное любопытство
{275}
людей или их любовь к сенсациям сеансами гипноза. В случае боль-
шой опасности опытный маг может провести сеанс стрессового гип-
ноза, когда, как лучом молнии электромагнитного флюида, дух про-
тивника парализуется на короткое время. Этот метод маг использует
только в крайних случаях. В жизни мага вряд ли возникнет необходи-
мость в применении такого гипноза. Научно доказано также, что жи-
вотные тоже подвержены гипнозу, и маг, который желает загипноти-
зировать животное в случае необходимости, затрагивает инстинктив-
ную сторону животного, вследствие чего даже самое сильное и крупное
животное тотчас же теряет сознание.
Массовый гипноз факиров
Сеанс массового гипноза, который проводится факирами и шар-
латанами и который собирает многочисленных почитателей, для мага
также не представляет трудности. Факиры, которые занимаются по-
добными экспериментами, подчас и сами не ведают, как это случает-
ся, так как их тайна традиционна и передается от поколения к поколе-
нию. Если определенное помещение или площадка наполняется прин-
ципом акаша, то все присутствующие оказываются пропитанными
этой субстанцией и этот принцип преобладает в каждом отдельном
человеке. Так как акаша является причинным принципом, то должно
осуществиться все, что вложено в этот принцип. На основе этого за-
кона можно легко объяснить и массовый гипноз факиров, которые
разыгрывают перед своими зрителями различные сцены. Маг также
может провести массовый гипноз описанным способом. С помощью
привычного слова или формулы факир призывает в комнату акаша и
переносит в него картины, которые зрители хотели бы увидеть. По-
вторением эксперимента это становится настолько автоматизирован-
ным, что факиру не нужно даже использовать ни воображение, ни
акаша, ни сам процесс, который хотели бы увидеть зрители. Ему дос-
таточно произнести формулу акаша и обрести таким образом власть
над людьми, а в завершение ему нужно только тихо обозначить жела-
емый процесс короткими предложениями, тантрами, и так далее в опре-
деленной последовательности, после чего зрители воспримут все то же
самое зримо, в этой же очередности. В то, что такие формулы действи-
тельно являются чудодейственными, можно верить хотя бы потому, что
тайна такой формулы передается сотни лет, традиционно, от семьи к
{276}
семье. Собственно, обладателю такой традиционной формулы часто
неведомо, какие силы он тем самым приводит в действие. Ему извест-
но только, что, как только он произнесет ту или иную формулу, слу-
чается то или это; причем он не пытается узнать причины этого дей-
ствия. Такой иллюзионный трюк акаша восхищает многих, особенно
тех людей, которые понятия не имеют о высших магических законах.
В Индии такое представление для зевак является просто прибыльным
занятием. Если на таком аттракционе попытаться сфотографировать
это представление, то с огромным разочарованием можно констати-
ровать, что ничего из происходящего на пленке не осталось, все эти
сценки, потихоньку посмеиваясь, разыгрывали факир и его вероят-
ные спутники. Поэтому этот кажущийся самым тайным эксперимент
легко объясняется на основе магических законов, и магу самому предо-
ставляется решать, будет ли он этим заниматься или даже будет ли на
этом специализироваться. Для дальнейшего магического развития и эти
эксперименты никакого значения не имеют. Я упомянул их для того,
чтобы маг мог составить об этом представление и нашел этому явле-
нию объяснение с магической точки зрения.
Чтение мыслей
Вокруг проблемы чтения мыслей развернута широкая пропаганда.
Для подготовленного мага чтение мыслей—дело, само собой разуме-
ющееся, и он рассматривает это как побочное явление своего духов-
ного развития. Чтение мыслей может происходить в образах, явлени-
ях, интуиции в зависимости от установки мага. То, что можно читать
мысли не только человека, находящегося рядом,