себя, то он содержит самого себя).
Было бы ошибкой считать такие странные петли лишь философской комедией или фокусами, которыми логики докучают друг другу Как я утверждал в Психологии эволюции, Бэйтсон и Руш в книге Общение: социальная матрица психиатрии, а Уотцлавик в книге Насколько реально реальное?, похоже, что персональная и социальная иррациональность генерируется людьми, мысленно примирившимися со странными петлями в своих взглядах. Подозреваю, что многое из того, что я называю Новой Инквизицией, порождается странными петлями.
А. Все идеи заслуживают равной защиты со стороны закона. В. Некоторые идеи не заслуживают равной защиты со стороны закона.
Новые фундаменталисты смутно уважают правило А, неотьемлемое от современной западной культуры, хотя вера заставляет их руководствоваться правилом В. Именно это и заводит их в дебри иррационального рационализма.
По-видимому, странные петли вызывают многие психические расстройства.
А. Я должен подчиняться родительским правилам игры.
В. Я должен подчиняться общественным правилам игры.
Когда родительские правила игры весьма отличаются от общественных, это почти неизбежно провоцирует психические расстройства.
В логике выбраться из странных петель нельзя. В практической жизни от них можно легко избавиться, признавая только одну часть системы. В этой ситуации полезно вспомнить слово некневсе. Страдающий психическим расстройством пациент начнет выздоравливать, если два последних высказывания, формирующие странную петлю, немного переформулировать:
А. Я должен подчиняться некневсем родительским правилам игры.
В. Я должен подчиняться некневсем общественным правилам игры.
Высказывание Фашисты уничтожили 6 миллионов евреев ставит перед нами еще более сложные проблемы, поскольку почти все считают его истинным, а горстка воинствующих ревизионистов Холокоста ложным. (Ревизионизм Холокоста верит в наличие всемирного заговора, который фабрикует улики, в которые все мы так наивно верим.) Ревизионизм Холокоста (РХ) трудно назвать ложным в историческом смысле, поскольку он не играет в историческую игру и отрицает все правила фактического доказательства, по которым играют историки. Это проще понять на примере тезиса, согласно которому президент Ричард Никсон никогда не существовал, а все доказательства его существования сфабрикованы участниками очередного всемирного заговора. Невозможно опровергнуть ни РХ, ни РН (ревизионизм Никсона), поскольку все исторические доказательства, имеющие отношение к данным вопросам, по определению сфабрикованы.
Мне кажется, безопаснее считать РХ очередной странной петлей. Признавая, что все неподходящие доказательства сфабрикованы, мы вводим в наши рассуждения бесконечный регресс, и на следующем этапе вполне логично поинтересоваться, а не сфабриковано ли доказательство существования самих Ревизионистов Холокоста (то есть не могли ли этонометодологи или социологи, экспериментирующие с пробоями туннелей реальности, сфабриковать книги и памфлеты ревизионистов Холокоста, чтобы посмотреть, поверим ли мы, что такие глупости можно писать на полном серьезе)? Вопрос о том, правомерно ли считать креационизм, утверждающий, что все доказательства эволюции сфабрикованы, очередной странной петлей, оставляю открытым.
Впрочем, в политической истории, как в искусстве и даже науке, известны случаи фальсификаций, или мошенничества. Мне кажется, странные петли появляются лишь тогда, когда обвинение в фальсификации подразумевает заговор такого масштаба, что все доказательства становятся подозрительными, поскольку такому обширному заговору в принципе не трудно обманывать нас во всем.
В сущности, новые фундаменталисты всегда скользят по краю странной петли, критикуя исследования в области экстрасенсорного восприятия, которые ведутся более ста лет тысячами ученых мира. Назвав все эти исследования сфальсифицированными, новые фундаменталисты тотчас же соскользнут в странную петлю и, вероятно, бесконечный регресс. Понимая это, они лишь иногда употребляют слово фальсификация, а чаще говорят об ошибочности толкования, некомпетентности или неправильной постановке эксперимента.
Но сам я порой ощущаю, как в этой критике незримо присутствуют странные петли, потому что при мысли о количестве фальсификаций, ошибочных толкований, некомпетентных исследований и неправильно поставленных экспериментов, на которое указывают критики, я начинаю задумываться, в какой мере непрофессионализм и мошенничество охватили другие области науки, и мой агностицизм расширяется до таких масштабов, что я даже