своего орта, но простому человеку повторять этот подвиг категорически не рекомендуется.
«Осиновый человек»
Интересная история, похожая на староевропейский миф о Големе. Некий охотник долгое время находился один в лесу и сильно устал психологически от одиночества. Дошло до того, что он решил сделать себе товарища из осинового бревна. Охотник вырубил из древесины человекообразную фигуру и стал уговаривать ее «ожить». В конце концов деревянный идол действительно ожил, стал разговаривать, двигаться и есть-пить, как настоящий живой человек.
«Осиновый человек» стал охотиться вместе со своим создателем. Добычи было предостаточно. Но со временем оживший чурбан стал вести себя все грубее и непредсказуемее, и охотник начал бояться его, чем дальше, тем больше. Уже деревянный, а не живой командовал и указывал путь.
Охотник улучил момент и сбежал от своего несносного создания. «Осиновый человек» гнался за ним до самого дома. Дело было ночью, перепуганный человек захлопнул двери и начал читать молитвы. «Осиновый человек» тем временем грыз двери и запоры. На рассвете он ворвался внутрь, но тут прокричал деревенский петух, и чурбан упал бездыханным.
В это же утро тело «осинового человека» сожгли на костре, чтобы он не ожил снова.
Магия зеркала
Поверья, связанные с зеркалом, происходят из понимания зеркальной поверхности как зримой границы с «потусторонним миром». Магическим признается и способность зеркала «удваивать действительность».
Перед зеркалом нельзя есть — с той стороны может прийти порча. Зеркало нельзя вешать рядом с иконой. Чтобы отослать наваждение обратно в тот мир, необходимо посмотреть в зеркало. Если в полночь зажечь свечу и посмотреть сквозь пламя на свое отражение, могут налететь черти. Нельзя вдвоем одновременно смотреться в одно зеркало — есть опасность преждевременно постареть. Гадания с зеркалом тоже лучше проводить в одиночку, потому что во время ритуала можно мимолетно увидеть свой ort, что не так опасно, как увидеть ort другого человека.
Таким образом, зеркало также можно причислить к основным предметам «магического инвентаря» коми.
Ритуальный смех
Смех у коми нередко использовался в ритуальных целях. При этом сами обряды могли выглядеть парадоксально.
Так, например, обряд «лудiк петк?д?м» применялся для выведения клопов. Когда в доме появлялись клопы и никакие средства не помогали, домочадцы ловили одного из них, усаживали по центру стола и начинали хором над ним хохотать. Считается, что клопы не могут снести такое оскорбление и немедленно должны покинуть дом.
Смех и веселье не возбраняются во время похорон и поминок. После обязательных причитаний на кладбище пермяки возвращаются домой и приглашают на пир душу умершего — попить-поесть, поиграть и повеселиться вместе с живыми. Смех носит демонстративный характер. Если родственники будут чрезмерно скорбеть по усопшему, его душа будет страдать вместе с ними и не скоро покинет родной дом.
Вообще любое заметное проявление эмоций, аффект рассматривается как привлечение к себе внимания с той стороны. Спокойствие и подчеркнутая индифферентность служат как бы бытовой «защитной маской». Ведь духи могут проникнуть в человека даже в тот момент, когда он сильно чихает.
Вихрь-похититель
Коми называют его “?uvgej”. Это загадочное злое начало, которое появляется в нашем мире в виде быстрого ветра или вихря. Демонический ветер внешне ничем не отличается от обыкновенного, но может похищать людей.
Разным людям «шувгей» представляется по-разному. Чтобы заманить ребенка, вихрь показывается ему как хоровод веселящихся детей. Если ребенок хотя бы протянет к ним руку, вихрь унесет его с собой. «Шувгей» может также принять облик умершего родственника или старого знакомого. А одиноким молодым мужчинам вихрь-бес показывается в образе соблазнительной девушки, зовущей к себе.
Похищенный «шувгеем» человек становится невидим для окружающих, и они теряют его их виду. Вихрь носит свою жертву по всему свету, а потом оставляет недалеко от того места, где он его «захватил». Отпущенный вихрем человек обычно заболевает эпилепсией, теряет разум или в лучшем случае отделывается заиканием.
Увидеть невидимых существ, которые иногда передвигаются внутри вихря, можно и обыкновенному человеку — с помощью особого «предмета силы». Например, сквозь маленький камешек с естественным сквозным отверстием.
Текст о сотворении