распознают в этом козни духов и стараются побыстрее покинуть город-мираж. Иначе можно остаться во втором Кудымкаре навсегда.
Или же вернуться оттуда через тридцать лет, хотя самому «обмороченному» будет казаться, что он провел в мираже всего три дня.
Левый глаз
При определенных обстоятельствах человек может научиться видеть левым глазом невидимых духов v?rsa. Обычно это происходит благодаря встрече с ними у них “дома”, когда человек сможет остаться незамеченным.
В нормальном состоянии человек не способен увидеть дом v?rsa (или то место, где встречается несколько духов). Как правило, он попадает в него случайно, заблудившись «среди трех сосен». Место встречи духов может оказаться где угодно, даже в лифте. Оказавшись в таком месте, человек впадает в омраченное состояние сознания, и от него требуется немало воли и самоконтроля, чтобы остаться живым.
Одна женщина случайно оказалась в таком «доме», прогуливаясь по лесу. Она увидела дом, которого никак не должно быть на этом месте. Женщина вошла внутрь, чуть-чуть осмотрелась и услышала странный стук и треск — это приближались духи. Она сумела спрятаться и увидела двенадцать высоких черных фигур, которые вошли в «дом» как бы ниоткуда и некоторое время находились в нем. Потом духи ушли и оставили немного своей еды. Женщина, будучи голодной, попробовала ее, прежде чем вернуться домой, и превратилась в «видящую».
На следующий день она увидела в продуктовой лавке v?rsa, который преспокойно воровал мясо и вино под носом у «обмороченного» продавца. Духи отлично умеют отводить глаза простым людям.
— У вас же мясо воруют! – сказала продавцу женщина, не сумев удержаться.
V?rsa сразу же подошел к ней и спросил, каким глазом она его видит. Женщина ответила, что левым. Дух тут же вытащил у нее левый глаз и исчез.
Самооткрывающиеся клады
Деньги и золото как квинтэссенция денег неразрывно связаны с человеком, с его душой и судьбой. В отличие от «двойняшек», деньги не являются личным «предметом силы» — из-за частых переходов от владельца к владельцу они впитывают коллективные человеческие черты. Всякое золото, и в особенности золото древнего происхождения, является в определенном смысле одушевленным. Надежно и давно спрятанные клады могут неожиданно вступать в разговор с людьми, стремясь «выйти наружу» и снова вернуться в обращение среди людей. При этом они показываются людям в виде живых существ: необычного вида зайца, поросенка, или даже маленького незнакомого мальчика. Воплощенные клады вступают с людьми в диалог, просят «кинуть в них чем-нибудь». И если в такого мальчика бросить, например, рукавицу, он превратится в кучу золота.
Есть коми-пермяцкое предание о солдате, который остановился переночевать в заброшенном доме. Посреди ночи он был разбужен непонятным побрякиванием и светом неизвестного происхождения. Протерев глаза, солдат не обнаружил рядом с собой никого.
Не успел он как следует удивиться, как из-под половых досок кто-то крикнул: «Выйду!!!».
Солдат не знал, как на это реагировать. Из подполья снова закричали: «Выйду!..», и солдат снова промолчал. Когда крикнули в третий раз, солдат собрался с духом и сказал: «Если охота — выходи».
Пол растворился, и из земли выскочил горшок. Стукнулся о стену и рассыпался золотом. Так деньги по собственной воле возвращаются к людям...
Повелители воды
Любимая стихия пермских колдунов — это вода. В воде они берут свою силу, могут ходить по ней как посуху и даже моментально передвигаться на огромные расстояния, нырнув в одном месте, а вынырнув далеко в другом. Легендарный маг-атаман Пам-Шыпича мог исчезнуть от погони даже через кадку с водой.
Про старого туна из села Корткерос рассказывали, что он «своим колдовством останавливал пароход». Он никогда не спешил на пристань, говоря, что «пароход подождет». И точно, судно не могло отчалить до тех пор, пока колдун не всходил на борт — то одна неисправность, то другая мешали отправиться вовремя.
Колдун может призывать и умножать воду. В деревнях из этого делают настоящее шоу. Собирается народ и упрашивает колдуна показать свою силу. И колдун «напускает воду» в комнату, она прибывает все больше, так что публика принуждена бывает спасаться на столах, печи и других «высоких точках» избы. Приплывают утки и резвятся в озере прямо посреди избы...
Коми-пермяки понимают это именно как «представление», объясняя подобные чудеса направленным