Игорь Калинаускас
О личности и еще кое о чем...
появляется контекст, и мы становимся в этом смысле в более качественную позицию, а? А если фона нет, то мы упираемся в конвенции, а конвенция – это простой набор правил, норм и оценок. Его выполнять никаких проблем нет, потому что набор социальных конвенций, социального поведения, социальные так называемые нормы – это ведь очень простая азбука. Никто не догадался написать просто учебник. Прочел, запомнил, начал применять. Но одна и та же конвенция, будучи перенесена на другой фон, приобретает совершенно другие последствия и качества, понимаете? Мы воспринимаем себя извне, как объект, как то, что я называю куклой. Я не говорю, что люди – куклы, я говорю, что человек видит сам себя как некую куклу. Мы не видим фона, на котором эта кукла живет, действует, переживает, а ведь от него все зависит, потому что психологически мы открытая система. Мы очень связаны с фоном, и если мы его не учитываем, то мы не можем интерпретировать адекватно. Человек прежде всего субъект. Прежде всего и только так. И если человек не субъект, то это марионетка, биоробот, зомби. Человек потому и человек, что он субъект. И зачем мне нужно несубъективное восприятие? Только для того, чтобы согласовать свое описание с вашим? Это прекрасно делается на уровне субъектных отношений. Да, вы прекрасно меня уже поняли, я в этом нисколько не сомневаюсь. Только мы с вами под словом “понять” подразумеваем разные вещи. Да, вы прекрасно меня уже поняли, вы уже там побывали, у вас это уже есть. И когда это вам понадобится, это все всплывет. Человек ничего не забывает. Память наша – потрясающее устройство. У нас проблемы не с памятью, а с тем, что мы плохо пользуемся возможностями нашего сознания, того, что мы называем этим словом. Мы плохо пользуемся инструментом, который у нас есть, потому мы его не воспринимаем как инструмент. Если человек о себе, в смысле о своем теле, об аппаратуре говорит “я”, то как он может этим пользоваться? Начинается важность этого всего, серьезность этого всего, тогда какой там инструмент. А инструмент – он ... У нас потрясающий инструментарий, потрясающий. Смею вас уверить, это самый главный интерес в моей жизни, и сознательно я впитываю в себя и осмысляю для себя про это начиная с 14 лет, а сейчас мне 53, и все равно я уверен, что это великолепие мне доступно еще... ну процентов на 60. Я ощущаю, что это еще не все, потому что человечество и люди конкретнослишком мало времени и усилий тратят на это. Их пока интересует обратная сторона Луны, а обратная сторона своего сознания не интересует большинство людей. А ведь мое хозяйство дано мне, как говорили древние, по образу и подобию божьему. Они ощущали великолепие этого инструментария. Конечно, некоторые, тоже не все. А не научиться этим пользоваться – так микроскопом забивать гвозди: кстати говоря, хороший молоток, не пробовали? А я пробовал. Гвоздь заколачивается, а все остальные возможности микроскопа остаются втуне. Мы ищем вне себя какие-то сверхъестественные силы, каких-то сверхъестественных существ. Бесконечные поиски самого совершенного учителя, Мастера, – это все такой спектакль, такой трагифарс, что не знаешь прямо, смеяться или плакать. Вместо того чтобы потратить это время и эти усилия на знакомство хотя бы со всем, что дано от рождения, от человечества, социального наследования. Потрясающий, потрясающий инструментарий! А мы – как слепые котята.. У меня образ такой родился: мы – как лилипут, бегающий по великану. Если взять наши возможности, наш инструментарий, наше хозяйство, то это – великан, а если взять нас актуализированных – это лилипут. Вот он бегает по всему этому и не может увидеть великана. Для этого он должен слезть и отойти на очень большое расстояние. В этом вся правда. Вы много видели людей, которые действительно реализовали все свои возможности? Будем считать, что они есть. Леонардо, например. Это привычно хоть выглядит. Но, в общем-то, не так много. Дело не в том, что он – гений, а, допустим, кто-то – не гений, это – другой вопрос, это вопрос специфики инструментария. Но есть ли у тебя возможность? Меня это больше всего поражает: возможности человека – вот смотришь на человека – вот оттуда, из пространства отношений, – и видишь, что он может это, это, это, но это ему неизвестно, потому что он совершенно не интересуется собой, то есть своим хозяйством, просто не интересуется, и страдает, мучается, переживает... Собственно говоря, человек рожден, чтобы учиться. Ведь что такое учиться? Учиться – это значит туда-то пойти, там тебя научат – да? – этому, этому, этому... а я подумал, что