из возможных миров.” У нас нет других возможностей. У нас есть этот мир, и мы в нем пребываем. И это наша самая колоссальная возможность, и качество этого пребывания, созерцание этого пребывания и удовольствия от этого пребывания не зависят ни от каких внешних обстоятельств. И не надо автоматически переносить вопросы, связанные с бытием, на конкретные обстоятельства конкретного момента нашей жизни. Жизнь по отношению к бытию – это относительно небольшая часть нашего пребывания в мире. Да, она необходима, безусловно, но все же это решаемо так или иначе. Как мы знаем, вариантов жить огромное множество, вот сегодня с Аркадием общался с людьми, которые ведут совершенно экстравагантный образ жизни, и при этом социум совершенно спокойно на них реагирует. Ну и чего в этом сверхъестественного? Собственно говоря, это не очень существенно, если мы размышляем о духовном. Для меня всегда существенно соприкоснуться с тем, как человек пребывает в мире, а не как он в нем живет. Жить можно как угодно, я в этом смысле, можно сказать, почти беспринципный человек в обычном употреблении этого слова. Да, как хочешь, так и живи. А вот как человек пребывает, это интересно. Это безумно интересно. И каждый из нас пребывает в мире независимо от того, осознает он, не осознает. И с чем он отождествлен – это уже проблемы вторичные, а существо дела от этого не меняется. Можно быть шутом во вселенной, можно быть богом во вселенной. Принципиальной разницы нет. Важно быть во вселенной. Так мне кажется.
Вопрос: Это ваша проповедь?
И.Н.К: Нет, это не проповедь, это исповедь.
Вопрос: Вам не кажется, что при таком подходе у вас поплыла вся система координат?
И.Н.К.: Почему поплыла? Система координат как раз есть. Я же Вам сказал: система координат – это движение целого в целом в точке координатора посредством нуль-перехода. Это совершенно четкая формула. Меня в свое время в одной лаборатории напоили чаем и угостили свежими пряниками за то, что я поделился этой формулой. Очень ценная формула в условиях кризиса.
Вопрос: А как у вас произошел этот выбор? Как изменилась структура ценностей?
И.Н.К.: Я его осознанно принял, потому что у каждого из нас в конструкции личности есть структура ценностей. В каждой ценности есть иерархия плюс-минус требований, поэтому, как правило, человек принимает решение сначала, а потом думает, какое решение он принимает. Это, как правило, происходит автоматически. Выбор, который ставит нас в позицию неожиданного, то есть, скажем, вся структура наших ценностей подвергается сомнению, – вот тут надо думать, приходится думать; а выбор, который вписывается в нашу структуру ценностей, он происходит автоматически: еще сами не знаете, а уже видно, что вы решили. Поверьте мне, как режиссеру, на этом построено чтение поведения другого человека. Мы уже видим, что он решил, а он еще об этом не знает. Это очень часто. Вот мне кажется, что вы здесь зря беспокоитесь. На самом деле, при всей чувственной основе, потому что для восприятия пространства, для перехода в такое восприятие себя как некоего пространства, конечно, нужно активизировать все то, что называется чувственное отношение с миром, и образное, и так далее, и все же вполне рационализируемое, то есть это все интеллектуально постигаемо, причем постигаемо на нормальном языке, без обилия всяких сложных иностранных слов и сложных образов иностранного опять же происхождения.
Какой-нибудь простой пример. Допустим, кун-фу. Прекрасная штуковина сама по себе, да? Я говорю даже не о том, чтобы махать руками и ногами, а о том, что стоит за этим внутри, но она невозможна вне того контекста, в котором она создана. Это мы наивно думаем, что это как холодильник. Лучше, если он там немецкого производства. Он все равно холодильник. Вещи, касающиеся психологии и пространства сознания человека, они так просто не используются, и тогда появляется тамбовское кун-фу, жмеринское айки-до, получается нечто полупереваренное, потому что контекст, фон совершенно другой.
Возьмите известное правило – оно действует в нашем восприятии – фон важнее фигуры: одна и та же фигура, но на разном фоне будет иметь совершенно разный смысл. Смысл, звучание, цвет даже. Оттенки, во всяком случае. Фон важнее. Вот мы это, будучи в состоянии восприятия себя только извне, – мы фон не видим. Он для нас неактуален. Когда мы воспринимаем себя как пространство отношений, мы сразу видим фон, на котором читаются наши действия. Мы видим фон, на котором мы читаем других людей, да и вообще читаем реальность. Появляется фон,