подсознательного, – то получается, что между тем пространством отношений, которое мы более-менее осознаем, и тем пространством отношений, которое реально существует, очень большой разрыв. Таким образом мы лишаем себя возможности участвовать в этих отношениях активно, с позиции активно взаимодействующих. И поэтому отношениями очень часто называем ситуацию, когда люди, как вещи, просто стукаются друг о друга, задевая те или иные кнопки, вызывая те или иные автоматические реакции.
Если же мы переходим к другому восприятию своей личности, восприятию ее как пространства отношений, мы можем тогда сказать, что это не совсем чтобы личность, ее можно назвать уже более красиво, скажем, “сущность” или еще как-нибудь, но самое главное, что при таком изменении меняется структурированность нашего пространства сознания, оно переводит стрелки своего внимания, своего думания, своего мышления “о” – из взгляда извне на точку, на вещь под названием “я” или “другой человек”, переводит к взгляду “от” – в пространство взаимоотношений. И тогда вопросы характеристик этой самой куклы уже не имеют принципиального значения, потому что при совершенно разных характеристиках вещей могут возникнуть совершенно по богатству не уступающие друг другу пространства отношений. Завязанность на восприятии себя со стороны как вещи с характеристиками нас закрывает, то есть мы все время как бы делаем попытку из открытой системы превратиться в систему максимально закрытую, а значит, максимально предсказуемую, а значит, максимально энтропийную, и т.д. и т.п. Если же мы перестраиваем свое восприятие таким образом, что мы воспринимаем себя как пространство в пространстве, причем это не какой-то там таинственный ход, а это совершенно рациональный ход, просто рассматриваем себя как пространство отношений, то тогда нет необходимости оценивать непосредственно характеристики “куклы”, потому что там нет разделения на меня – точечный объект и все остальное. Как бы два магнита и силовые линии вокруг них. Ну какая разница, как выглядят эти два магнита! Важно, как выглядит конфигурация напряженности поля между ними. И тогда мы с вами можем попытаться, каждый для себя, и это очень важно, и здесь не нужно ждать, что кто-то там придет и что-то сверхъестественное со мной сделает, и я стану куклой с идеальными характеристиками, каждый для себя мы можем ответить на многие вопросы, которые обычно воспринимаются как что-то такое запредельное. Мы можем ответить на вопрос: “Что такое пребывание?”, Мы можем ответить на вопрос:“Что такое жизнь?”, “Что такое бытие?” мы можем ощутить себя в мире и вместе с ним. Вот такой на самом деле очень простой ход. Ничего в нем особенного нет. Этот простой ход дает возможность в деятельности нашего сознания убрать вечное противостояние, вечный страх маленькой вещи в бесконечном мире. Можно было это, конечно, назвать “полевой взгляд”, но мне ужасно такие определения не нравятся. Честно вам скажу: я думаю, что тут ключ именно в специфическом применении понятия отношений, потому что отношения – это живое процессуальное явление, ведь никому в голову не придет сказать, что отношения – это объект фиксированный, неподвижный, неменяющийся. Все мы знаем – это процесс подвижный, в нем есть динамика, взлеты, падения. И тогда, когда вы так начинаете думать о себе, то вы оказываетесь в прекрасной ситуации – в ситуации взаимоотношений со всем тем, в чем вы пребываете. Вот, собственно говоря, генеральная идея. Если об этом рассказывать подробно, то рассказ займет у нас много-много часов, а мне хотелось, чтобы вы просто поняли, с какой точки зрения я использую понятие “личность”: как совокупность отношений. Это нельзя свести в точку. Нельзя сказать: “Вот личность”. Как на афише моего выступления написано? Профессор, доктор наук, автор книг и т.д. Характеристики трупа. Хорошая надпись, хороший текст для надгробного памятника, чтобы люди поняли – человек вообще не зря жил. Но это имеет отношение к кукле, к объекту. На нем подписи там всякие, регалии, значки, но это совершенно не интересно на самом деле. На самом деле интересно, а какие у него отношения? Тогда не столь существенно будет для нас, в какую оболочку включено наше “Я”. То самое самоосознающее “Я”, которое в пределе стремится к нулевой позиции, к позиции координатора, и тогда мы понимаем движение целого в целом; приготовьтесь, сейчас будет такая мудреная фраза: “Движение целого в целом в точке координатора посредством нуль перехода”. Пространство отношений одинаково принадлежит как мне, так и миру, и воспринимая, думая и чувствуяО личности и еще кое о чем... , страница 1О личности и еще кое о чем... , страница 2О личности и еще кое о чем... , страница 3О личности и еще кое о чем... , страница 4О личности и еще кое о чем... , страница 5О личности и еще кое о чем... , страница 6О личности и еще кое о чем... , страница 7О личности и еще кое о чем... , страница 8О личности и еще кое о чем... , страница 9О личности и еще кое о чем... , страница 10