Термин личность, как известно, в разных контекстах несет совершенно разную смысловую нагрузку, поэтому сначала давайте обговорим контекст, в котором мы будем употреблять его сегодня. В рамках нашей концепции мы пытаемся думать о человеке как о пространстве отношений, Нам кажется, что ставший привычным подход к человеку как к объекту исследования себя исчерпал. Объектный подход приучает людей видеть самих себя со стороны, как некую вещь с более или менее разнообразным набором характеристик, и тем самым делает эту вещь сверхценностным образованием. Поэтому становится так важно: как эта вещь выглядит. Так возникают бесконечные проблемы: “Тот ли у меня разрез глаз, та ли форма ушей, та ли фигура, – понимаете, фигура! – у меня не та; а у кого-то – те ноги, глаза, уши,”. Мы все время, сами того не сознавая, манипулируем в пространстве сознания с некой куклой, к которой относимся как к вещи. У этой вещи есть набор характеристик, как положительных, так и отрицательных, и, таким образом, получается такая маленькая тюрьма, в себе самом для себя камера. В этой камере мы себя и рассматриваем. Кто – под микроскопом – это самоуглубленное изучение себя, кто на общем фоне, воспринимая себя на каком-то социальном аспекте, кто еще как-то. И все время хочется к этой кукле приделать что-нибудь необыкновенное, дубль или какой-нибудь светящийся гриб. Короче говоря, все манипуляции, которые мы проделываем с нашим представлением о человеке и, что самое важное, о самом себе как о человеке, связаны с некоторым объектом, поэтому мне захотелось как-то выйти из этой интеллектуальной ловушки и попытаться посмотреть на человека не как на вещь с набором характеристик, а как на некое пространство, пространство отношений. Что, с моей точки зрения, дает такой взгляд? Он дает возможность думать о других и о себе не как о вещи с набором характеристик, а как о некотором поле отношений. При таком взгляде старые, привычные термины и понятия приобретают как бы новое, с моей точки зрения более динамичное, более интересное содержание.
Я предлагаю рассмотреть наши отношения с реальностью в нескольких аспектах. Например, на уровне физического тела, подчеркиваю – не биологического, а физического. Такое восприятие себя не наследуется в процессе социализации, и вообще такая точка зрения является несколько экзотичной. Но эти отношения есть, мы – действительно некое физическое – в смысле физики – тело, у которого есть некоторые физические параметры, которые взаимодействуют с окружающим физическим же пространством, и вследствие этого возникают физические же процессы. Так вот, если нам удается ввести в пространство сознания информацию о наших взаимоотношениях с реальностью как физического тела с физической реальностью, тогда появляются совершенно нормальные, не экзотические способы видения, понимания и манипулирования – в себе самом – этими характеристиками. И тогда многие явления, которые выдаются в качестве экзотических, таинственных, еще каких-то, оккультных скажем, – оказываются вполне понятными, вполне объяснимыми даже на этом уровне. Есть традиции, в том числе – наша, в которых существует специальная, как бы такая промежуточная, задача пережить себя как физическое тело во вселенной. Естественно, для такого переживания нужно иметь основания. Таким основанием и является переход к восприятию физических характеристик как пространства физических отношений.
Следующий момент рассмотрения – пространство отношений, обусловленное тем, что мы биологическое тело. В пространстве отношений, возникающем в результате взаимодействия человека как биологического тела с биологической реальностью, возникает масса всевозможных восприятий, связанных, с тем, что изучает синергетика, с тем, что называется психоэнергетика, резонансные взаимодействия, и опять же перед нами открывается возможность воспринимать себя в мире несколько иначе и, на мой взгляд, интереснее.
Таким же необходимым аспектом рассмотрения являются отношения человека как существа социального с социальной реальностью. Восприятие себя как социального существа возникает, когда человек начинает мыслить о себе, о мире, об обществе и из этого вырастает целое пространство отношений, то, что обычно называют “личность” как совокупность общественных отношений. ...
Но поскольку человек – существо, действительно, социализированное, – как мы знаем, даже биологические потребности, то есть потребности нужды многие социализированы, и все это пропущено через пространство сознания в том или ином роде: или бессознательного, сверхсознательного, сознательного,