Поскольку он был музыкантом, то, естественно, что зикр Инаят Хана – это мелодично поющийся зикр, состоящий из четырех частей и основанный на индийской раге в качестве структуры мелодии. В этом зикре можно почувствовать дыхание Послания сегодняшнего дня как новый импульс, прорастающий в вездесущем сознании. Секрет магического излучения этого особого зикра заключается в мистическом согласовании мелодичной раги с постоянным ритмическим образцом в аккомпанемент к священным словам, которые служат скромным приглашением Божественному Присутствию в храм сердца. Песенный зикр Инаят Хана включает также вращение тела слева направо для создания абсолютной гармонии с эталоном ритмически и монотонно поющейся раги. Ритм этого вращения отличен для каждой из четырех частей зикра.
Четыре части этого поющегося зикра представляют собой определенную форму мистического путешествия от осознания самости, устремляясь к Божественному Присутствию, к потере самости при реализации Божественного Присутствия.
Зикр 1 – песнь любви, который есть песнь в себе;
Зикр 2 – есть искренний призыв к Божественному Присутствию;
Зикр 3 – незабываемое ощущение счастья из-за того, что Божественное Присутствие ответило на призыв и становится реальностью в глубине сердца;
Зикр 4 – есть единственная реальность, когда самость больше не существует.
В каждой последующей мелодической вариации от зикра 1 к зикру 4 имеется меньше песни любви и больше предмета любви, который есть Ху. Я люблю Бога заменяется Есть только Бог. Другими словами, значительность мелодичного призыва зикра слышится в зикре 1; он менее значителен в зикре 2, еще менее в зикре 3 и абсолютно незначителен в зикре 4. С другой стороны, Ху в зикре 1 – просто часть изречения. В зикре 2 на нем делается большее ударение, в зикре 3 – еще большее и в зикре 4 Ху является единственным звуком, который производится.
С каждым разом, уменьшая длину изречения зикра, мы приближаемся все ближе к глубинному посланию, которое он должен донести. Первый зикр есть изречение ЛА ЭЛЬ ЛА ХА, которое означает Никого нет кроме Бога, за ним следует ЭЛЬ АЛ ЛА ХУ, что означает Существует один Бог. Зикр 2 базируется на словах ЭЛЬ АЛ ЛА ХУ, которые означают Существует один Бог. Зикр 3 звучит АЛ ЛА ХУ, что означает Существует один Бог, и зикр 4 говорит ХУ, что в действительности означает Существует или Все существует и нет ничего кроме Существует. Произнося звук ХУ, который является основным тоном вселенной, всепроникающим звуком в пространстве, всепронизывающим светом, человек должен стараться войти в эту вибрацию. Каждый раз, когда мы произносим этот звук, мы подобны молотку, бьющему по гонгу, после которого произведенный звук продолжает вибрировать во вселенной бесконечно долго.
Во время выполнения зикра нужно приложить все усилия, чтобы голос сохранял свою тональность, так, чтобы вибрации, производимые звуками, могли пробудить резонанс с особыми тонами в чакрах, пробуждая в то же самое время состояние повышенного сознания. По этой причине наиболее желательно использовать магнитную запись, которая помогает сохранить надлежащий тон и ритм. Парадокс, конечно, но истинная свобода пробуждается только в границах самодисциплины. Зикр – это крик сердца, тоска души, и, подобно ковру-самолету из прекрасных сказок, уносит человека в небеса с помощью своей магической красоты. А магнитофонные записи, музыкальные инструменты и метроном – лишь вспомогательные средства.
Выражая музыку Божественного Присутствия, вдохновленную Водительством Духа, внутреннее желание человека может гармонично ее интерпретировать, чтобы она прозвучала как священное послание любви, человечности и божественности настолько прекрасно, насколько это возможно в человеческом сердце. Однако, той любви, которая имеет отношение к проявлению Я здесь больше нет. Как уже сказано, в сердце существует место только для одного – либо для самости, либо для Возлюбленного.
Перед практикой зикра Пир-о-Муршид Инаят Хан советовал обязательно подготовить ум исполнением внешнего зикра. Это можно сделать, проводя горизонтальную линию слева направо через грудь указательным пальцем правой руки, произнося: Это не мое тело. Затем, проводя вертикальную линию от лба вниз до сердечной чакры, мы говорим: Это Храм Бога.
На следующей ступени ту же практику выполняем с закрытыми глазами, визуализируя светящуюся линию, проведенную глазами так же, как прежде это было сделано с помощью указательного пальца. Для еще более продвинутого эксперимента в этих