Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

которое мы получили от этого объекта во время наблюдения. И даже это можно стереть, так, чтобы ум стал совершенно очищенным от процесса наблюдения в целом. Более того, потеря умом этой картины компенсируется приобретением такого же количества силы воли, которое потребовалось на ее создание. Таким образом мы улучшаем нашу способность к концентрации.

Этот процесс, с первого шага до пятого, может быть рассмотрен не только как эзотерическая практика, но также может быть адаптирован к ежедневной деятельности ума, посредством которой мы приобретаем способность сохранения тех впечатлений, которые нам желательны, и стирания из ума тех, которые нежелательны или вредны.

Деконцентрация, поэтому, может рассматриваться как средство очистки ума. Как и в случае наблюдения, чем больше мы сможем развить эту способность, тем больше секретов усиления ума мы откроем, или, другими словами, улучшим канал для силы воли. Таким образом мы развиваем способность согласовывать мысли. И конечным эффектом всего этого является развитие максимальной точности ментальных способностей, тех, что принадлежат памяти.

Переходя к мистическому опыту мышления, необходимо отметить, что он реализуется посредством медитации, которая также может быть рассмотрена как тренировка ума. Цель этой тренировки, однако, заключается в приобретении пассивности мысли путем потери самоосознания, когда дуальность преодолена.

 

 

МЕДИТАЦИЯ

 

Мистический опыт мышления реализуется посредством медитации, которую также можно считать средством для тренировки ума. Цель этой тренировки – получить пассивность мысли через потерю самоосознания, при которой двойственность превзойдена.

Существуют бесчисленные методы концентрации и неограниченное количество предметов, на которых можно концентрироваться. Однако, должно быть понятно, что для конкретного человека существует несколько возможных уровней работы с мыслями, на которых он может выявить мыслительный потенциал, высвобожденный осознанием собственного Я. Первый уровень – это концентрация, которая практикуется на конкретном объекте и логических структурах. Следующий является уровнем созидательного воображения, т.е. воображения, которое было приведено в движение посредством воздействия воли. Это воображение может быть конкретным или, на более углубленном уровне, абстрактным. Еще на более высоком уровне существует медитация на тему мистических концепций или абстрактных упражнений, в которых рисунок или концепция воображения вообще отсутствуют и остается только впечатление.

 

 

МЕДИТАЦИЯ НА ЭЛЕМЕНТАХ

 

Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир создают удобную сферу, в которой можно практиковать концентрацию и медитацию, несмотря на то, что их можно понимать и как конкретные субстанции со своими качествами и возможностями, и как наиболее абстрактные понятия.

Естественно, что коль мы сами созданы из этих пяти элементов, наши чувства возбуждаются этими же элементами, причем не только органические чувства, которыми мы обладаем, но и импульс, который стоит за чувствами, поскольку каждый элемент внутри нас вибрирует в гармонии с такими же элементами в нашем окружении. Именно поэтому каждое чувство, как это свойственно только ему, в большей степени возбуждается определенным элементом: осязание – землей, вкус – водой, взгляд – огнем, обоняние – воздухом и слух – эфиром.

Мы начинаем опыт с первого шага концентрации – наблюдения, и можем наблюдать, что элемент земли символизируется желтым цветом и может характеризоваться горизонтальным

распространением, твердостью и стабильностью. Он также имеет способность сохранять свою форму. Эти качества могут вдохновить нас на представление элемента земли, как пола в квартире, песчаных дюн или высоких гор. К этому мы можем добавить деревья, растения, цветы и другие художественные элементы, но все видится в форме желтого цвета, от ярко-золотого до коричневого. Это картина, которая поддерживает притяжение, возобновление и питание. Создав однажды в уме эту картину, мы можем перейти к ступени созидательного воображения, которое является подготовкой к медитации на абстрактном предмете. Можно представить себя стоящим на лужайке, предварительно построенной в уме, добавляя к этому сильное ощущение внутреннего и внешнего спокойствия.

Наблюдая элемент воды, мы можем видеть, что он символизируется зеленым цветом и имеет склонность просто капать и течь вниз, наряду со способностью смешиваться. Мы можем затем вдохновиться