Конрад открыл лучи Х в 1895 г.!
В квадратном зале Мориц обратил мое внимание на купол. Фигуры с угрюмым выражением лиц, в остроконечных головных уборах, кажется, стоят на часах по всей окружности купола, в руках каждого предмет, напоминающий шпагу. Ближе к вершине купола как бы парят легкие силуэты. Осветив фонариком круглую арку, я замечаю у входа в нее сидящий скелет. Я не задерживаюсь на нем. Меня больше поражает купол, его конструкция. Первый древний купол открыл Генрих Шлиман во время своих раскопок в Микенах на северо-востоке Пелопоннеса между 1874 и 1876 гг. Купол, который он раскопал, относился к XIV веку до н.э. и являлся произведением ахейских строителей. В школе меня учили, что римский Пантеон, построенный в 125 г. н. э. в годы правления императора Адриана, был древнейшей формой купола. Увидев подземный купол, я вынужден был признать, что именно его-то по справедливости следует считать древнейшим строением этого типа.
На каменном пьедестале восседает фигура, похожая на клоуна, с огромным носом картошкой, в шлеме, который налезает на уши. На мочках ушей - брелоки, удивительно напоминающие наши телефонные трубки.
К передней части шлема прикреплена круглая капсула диаметром 5 см и толщиной 1 см, снабженная по всей длине отверстиями в виде разъемов для штекеров. На шее висит цепочка. На этой цепочке - другая круглая капсула, с такими же отверстиями, она напоминает наборный диск современного телефона. Потрясающее одеяние гнома состоит из множества деталей, вплоть до перчаток, предназначенных для защиты от опасных для кожи контактов. Все это вызывает ассоциации со скафандрами космонавтов наших дней.
На статуэтку крылатой матери, на руках у которой сидит ребенок в шлеме, я совершенно не обратил бы внимания, если бы не видел точно такую же глиняную статуэтку в Американском музее Мадрида.
Можно было бы написать целые тома об этих подземельях и о сокровищах, которые они в себе таят. Впрочем, по всей видимости, их однажды и напишут. И в них, конечно, не забудут - среди прочих чудес - рассказать о двух скульптурах двухметровой высоты, у одной из которых три головы, а у другой - шесть. Опишут и треугольные плиты, покрытые графическими знаками; каменные кубики с геометрическими фигурами на гранях; плоский камень длиной 114 см и шириной 24 см, закругленный как бумеранг и покрытый неисчислимыми звездами...
Никому не известно, кто построил эти подземные галереи и залы. Никому не известны скульпторы, создавшие загадочные фигуры и замысловатые формы.
Но одно соображение заслуживает внимания. Строители подземелий совершенно не соотносятся с работами скульпторов. Залы и галереи, довольно строгие, без каких-либо украшений, резко контрастируют с весьма детализированным скульптурным стилем. Создается впечатление, что предметы в залах находятся не на своем месте и изначально не были предназначены для них. Может быть, строители показывали свои катакомбы кому-то из числа привилегированных членов сообществ, которые изображали в камне все то, что они видели и слышали, и те постепенно переносили понемногу свои произведения в подземелья.
В настоящее время доступ к этим сокровищам, скрытым глубоко под землей и рассказывающим о прошлом человека, ограничен чрезвычайно. Индейцы очень ревностно хранят свои тайны и всегда с подозрением смотрят на чужаков, что крутятся возле входа в лабиринт, бдительными сторожами которого они являются. Мориц знался с вождем племени довольно долгое время, а потом сблизился с тремя индейцами, у которых были кое-какие контакты с современным миром. Таким образом ученый сумел завоевать их доверие.
Раз в год, 2 марта, на пороге весны, вождь племени спускается к первой платформе и читает там молитву, отдавая дань ритуалу, существующему с незапамятных времен. На щеках вождя изображены те же самые символы, что высечены на скале у входа в лабиринт. Сторожа лабиринта еще и сегодня изготовляют из дерева статуэтки 'людей с длинными носами' (противогазами?) и, как убеждался Мориц, обсуждают между собой невероятные подвиги 'летающих существ', которые иногда спускались с неба. Ни за что на свете индейцы не рискнут сопровождать вас по катакомбам. Они считают, что подземелья населены духами.
Мориц запретил мне фотографировать во время нашей экскурсии по подземным галереям. Он постоянно находил для этого все новые предлоги. Сначала ссылался на таинственное излучение, которое испортит негативы, затем утверждал, что ослепительный свет вспышки может нанести вред металлической библиотеке.