массе и обратно пропорциональной квадрату
расстояния между ними (закон всемирного тяготения).
Так закончилась первая часть этой чудесной истории. Земля теперь
предстала просто большим твердым шаром, который неизвестно кто,
неизвестно когда и зачем запустил вместе с подобными телами (одни из
них больше, другие - меньше) в вечный круговой путь вокруг Солнца.
Любые судьи любых Галилеев стали отныне бессильны.
ВСЕ ВЕЛИКИЕ ВЕРИЛИ В ИНОПЛАНЕТЯН
Однако начались новые битвы. Их затевали потомки этих судей - тех
людей, которые из поколения в поколение встают на защиту старого
против самых новых и плодотворных идей, содействующих расцвету науки и
прогресса. Время, конечно, работает против них. Мы уверены:
когда-нибудь они будут вынуждены признать, что и жизнь существует не
только на Земле, и разум - не привилегия лишь одних землян.
Во все эпохи умные и образованные люди - философы, ученые, писатели -
имели предчувствие, что в космосе обретаются другие живые существа. Их
поражало созерцание природы, не отпускало невыразимое чувство, с ним
связанное, мысль их возносилась, и они начинали верить во
множественность обитаемых миров.
В 'Ведах' - древнейшей из известных нам книг, соответствующей у
индусов нашей Книге Бытия, - сказано, что душа после воплощения на
Земле переносится к другим мирам. Индейцы, китайцы, арабы убеждены,
что планеты играют в человеческой жизни важную роль, но их верования
не доходят до представления о существовании там жизни, подобной нашей.
Среди же греческих философов о внеземном существовании размышляли
очень многие. Такая возможность признавалась и всерьез рассматривалась
еще со времен фалеса и ионийской школы. Анаксимандр и Анаксимен верили
в существование иных обитаемых миров; после них так
же думали Эмпедокл, Аристарх, Левкипп. Что до Пифагора, то публично он
преподавал расхожие теории того времени, но в частных беседах не
скрывал от близких учеников передовых мыслей о внеземной жизни. Можно
долго перечислять имена философов, державшихся тех же взглядов.
Тех же верований придерживались египтяне, а кельты вернулись к
древнему представлению о посмертном переселении душ на Солнце и в
другие 'небесные обители'.
Латинский поэт Лукреций в поэме 'О природе вещей' пишет:
... Остается принять неизбежно,
Что во Вселенной еще и другие имеются земли, Да и людей племена и
также различные звери...
И далее следует такое глубокомысленное и красноречивое суждение:
Видим мы прежде всего, что повсюду,
во всех направленьях С той и с другой стороны, и вверху и внизу у
Вселенной Нет предела, как я доказал, как сама очевидность Громко
гласит и как ясно из самой природы пространства. А потому уж никак
невозможно признать вероятным, Чтоб, когда всюду кругом бесконечно
пространство зияет И когда всячески тут семена в этой бездне несутся В
неисчислимом числе, гонимые вечным движеньем, Чтобы лишь наша земля
создалась и одно наше небо, И чтобы столько материи тел оставалось без
дела ...
Бесспорно, эти воззрения еще не опирались на сколько-нибудь серьезные
основания. Но как не восхититься при мысли, что уже тогда существовали
столь поэтичные представления!
К несчастью, на смену этим хотя и лирическим гениальным прозрениям
пришли пятнадцать веков ложного толкования священных книг,
ослепляющего ум и оправдывающего его робость.
Человечество преклонилось - не навсегда, но надолго - перед знаменитым
предписанием Тертуллиана: 'Верующий ничего более не желает'.
В эпоху Возрождения идея обитаемых миров вновь возродилась и достигла
апогея к середине XVII века, когда философы и ученые, вдохновленные
успехами оптики, давшей зрительную трубу, а затем и телескоп, со
страстью обратились к наблюдению небесных тел. Широкая же публика
познакомилась с ней благодаря остроумному Фонтенелю и его 'Беседам о
множественности миров', опубликованным в 1686 году. Конечно, этот
тезис в книге защищается легковесно, что сильно уменьшает ее
достоинства. Но мнение человека, до Вольтера считавшегося первым
писателем, получило широкое распространение. Книга имела огромный
успех. В том же году голландский астроном Гюйгенс защищал тот же
тезис, используя гораздо более серьезные научные аргументы, в своем
трактате 'Космотеорос' ('Созерцатель космоса').
Очевидно, что теория не становится верной