мы сможем избежать, не отказываясь от прогресса (это,
впрочем, всегда оказывалось невозможным) и не цепляясь за безнадежно
устаревшие взгляды. Огромной заслугой научной фантастики всегда было
то, что она побуждала к размышлению, а иногда предлагала и решения.
Предвидеть, что случится завтра, - одна из благороднейших способностей
человека. Поэтому, что бы ни говорили те, кто видит в научной
фантастике лишь побочный продукт литературы, она заслуживает уважения
и признательности.
Наконец, разве не важно для нас - людей земной цивилизации -
попытаться определить, кто же мы собственно такие по отношению к
другим цивилизациям, населяющим, как мы убеждены, Вселенную? Ведь
несмотря ни на что людям всегда хочется оставаться антропоцентристами.
Мы даже упрекнем современную научную фантастику в том, что она
остается слишком очеловеченной, то есть человеческими глазами глядит
на Вселенную. Разве в космосе существуют только цивилизации нашего
типа? Или только галактические цивилизации, происходящие от земных
людей, как это изобразил Азимов в 'Основании'?
Научной фантастике нужно пойти дальше и проникнуть в тайны
цивилизаций, достигших более высокого уровня, чтобы землянин осознал
свое место по отношению к ним и стал смиреннее...
То, что будущее человечества волнует нас больше, чем гипотезы о
цивилизациях, не имеющих к нам никакого отношения, вполне нормально.
Этим
оправдывается тот факт, что фантастика обычно ограничивается
антропоцентристским аспектом проблемы. Мы лишь позволим себе
подчеркуть, что в этом отношении она не строго научна.
ФОРМЫ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ
Самая легковесная ветвь фантастики - приключенческие романы, действие
которых происходит в космосе: современная версия вестернов или
захватывающих романов об Африке и Гвиане, которыми зачитывались наши
отцы. Эти сочинения обычно предназначены для детей и основаны на
малонаучных предпосылках. Но некоторые из них по живости своей -
настоящие шедевры. Таковы десять романов серии 'Марс' Эдгара Раиса
Берроуза, больше известного как создателя Тарзана, или 'Звездные
короли' Эдмунда Гамильто. В этих произведениях нет глубоких идей, но
есть чудные образы.
Наиболее классическая форма научной фантастики - романы научного или,
точнее, технического предвидения. В них описаны потрясающие
изобретения. И хотя в ближайшее время их создать невозможно, тем не
менее зачастую техни-, ческие описания имеют практическое следствие.
- Я Земля, я Земля! До разворота осталось три минуты. - Понял, вас
понял.
(Комментарий Профессора: 'Ах да, я еще -ле объяснил вам, что это за
маневр. Ну-с, итак: как не разбиться при посадке на Луну? Надо просто'
развернуть ракету хвостом вниз. А для этого достаточно остановить
главный двигатель и включить боковой. Когда ракета развернется, струя
из главного атомного двигателя будет направлена к Луне
и затормозит посадку. Тогда, если все пойдет хорошо, мы сможем мягко
прилуниться. Вы меня поняли?').
- Я Земля, я Земля! Внимание! Приготовиться к включению бокового
двигателя. Десять... девять... восемь... семь... шесть... четыре...
три... два... один... ноль!
- Внимание! Приготовиться к отключению бокового двигателя! Десять...
девять...
- Приготовится к включению главного двигателя! Десять... девять...
Это не Центр управления полетами в Хьюстоне отдает команды
американским астронавтам и не Армстронг с Олдрином готовятся к посадке
на Луну, наблюдая за приборами корабля. Это не Альбер Дюкрок
комментирует посадку для слушателей радиостанции 'Европа-1'. Действие
происходит не в 1969, а в 1954 году в романе Эрже 'Мы едем на Луну'.
Корабль ведет симпатичный герой Тентен, профессор Турнесоль объясняет
капитану Хэддоку, как производится разворот корабля, а командуют
маневром из Сбродского центра атомных исследований в Сильдавии.
Годом раньше в романе 'Цель - Луна' тот же Эрже нарисовал схему
ракеты, на которой должны были отправиться его герои. Она состояла из
четырех 'этажей': собственно ракеты, шлюзовой камеры, кабины пилота и
жилого помещения. Автор предусмотрел двадцать девять отсеков, в том
числе топливные баки для вспомогательного двигателя,
противорадиационную броню, амортизаторы для прилунения, отсек контроля
за шлюзовой камерой, кондиционеры воздуха.