разума также должен быть^ непреложен.
Было бы неверно утверждать, что появление разума означает завершение
эволюции. Не очевидно даже, что это удачное решение. На самом деле это
лишь один из способов обеспечить выживание вида. С первого взгляда он
эффективен, потому что человек, несмотря на очевидную физическую
неполноценность, в качестве вида демонстрирует прекрасную
выживаемость. Но не надо забывать, что и другим видам удалось
замечательно сохраниться. Возьмем, например, термитов или муравьев.
Это очень древние виды, эволюция которых, по всей вероятности, как
минимум заблокирована, но стабильность их будто не подвластна времени.
Для человека мысль весьма неприятная!
И это еще не все. История ископаемых дает основания утверждать: виды,
характеризовавшиеся чрезмерным развитием какого-либо одного органа за
счет других, были весьма нестабильны и быстро вымерли. Уязвимы все
крупные животные. Не выжили, например, чудовищные рептилии мезозойской
эры. В наши дни на грани исчезновения слоны и киты. Дольше живут виды
более сбалансированные. Не станет ли и человек жертвой чрезмерного
развития мозга за счет других органов? Достаточно ли будет мощи
интеллекта, чтобы компенсировать слабость тела? В этом нет ни малейшей
уверенности.
Но даже если разум - тупик, обреченная стадия эволюции, нас интересует
именно феномен его появления. И мы думаем, что, будучи одним из
вариантов в ряду испытываемых природой, он возникает неизбежно.
ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Чтобы оценить возможности контакта с внеземными цивилизациями, надо
иметь представление
о времени их существования. Этот фактор трудноопределим. Для его
изучения мы располагаем лишь собственным примером.
Ясно, что наша цивилизация очень молода: в интересующую нас
технологическую фазу она вступила всего несколько лет тому назад!
Вопрос в том, долго ли ей осталось жить.
Этот вопрос очень занимал астронома из России И. Шкловского, который
так резюмировал свои размышления на эту тему: 'Все, что рождено,
должно умереть'. С ним согласны многие философы и ученые. Это
утверждение справедливо во временных масштабах Вселенной, но не имеет
отношения к нашей проблеме. Ведь цивилизацию, существующую в течение
нескольких миллиардов лет, практически можно считать бессмертной.
Причины исчезновения человеческой цивилизации и человека как
биологического вида могут быть самые разные.
Прежде всего нужно сказать об опасности термоядерного апокалипсиса:
при таком варианте будут уничтожены все формы жизни, по крайней мере
высокоорганизованной. Но можно надеяться, что прогрессу техники,
сделавшему это возможным, будет сопутствовать прогресс разума, который
предотвратит планетарную катастрофу. Все же ядерная опасность пока
остается реальной, потому что за-j щиты от нее нет. Не менее опасна
случайная катастрофа, возможность ее возникновения за последние годы
чрезвычайно увеличилась.
Американские физики-ядерщики в качестве символа риска уничтожения
планеты изобр :1жают на обложке своего журнала часы, стрелки которых
стоят то ближе, то дальше к роковому моменту. Долгое время они к нему
неотвротимо приближались, но теперь понемногу отдаляются.
Другие открытия, подчеркивает Шкловский, также 'могут привести к
неожиданным и неконтролируемым последствиям'. Среди них русский
исследователь упоминает 'кризис, связанный с созданием искусственного
интеллекта', - своего рода бунт роботов. Это предположение кажется
невероятным: ведь это значило бы, что цивилизация-прародительница
совершила ошибку, создав автоматы, опасные для самой себя. Конечно,
наша цивилизация - единственная, известная нам, - не избежала того,
чтобы произвести смертельно опасное для себя оружие. Но лучшие
фантасты оптимистично утверждают, что разумные автоматы добродушны и
надежны. Они укажут нам способы избежать трагических ошибок.
Есть немало других опасностей, угрожающих цивилизации, подобной нашей:
бактериологическое и химическое оружие, плохо контролируемое и плохо
поддающееся контролю загрязнение окружающей среды... К счастью, вместе
с болезнями обычно совершенствуются и лекарства от них. Особенно
поучителен пример борьбы с генетическим вырождением.
В начале нашего века каждый четвертый ребенок умирал, не дожив до
года. Теперь в возрасте меньше одного года умирает