зажигались ритуальные костры, но сперва во всех домах гасились очаги, и друиды разжигали церемониальные огни и костры. Самхейн играл у кельтов исключительно важную роль, и дошедшие до нас легенды отражают странные и важные события, случившиеся в этот день. Так, например, именно во время Самхейна люди Немхеда должны были уплачивать фоморам ежегодную дань; дань эта была чрезвычайно тяжелой и состояла из двух третей зерна, вина (по некоторым легендам - молока) и детей, родившихся в течение года. Кроме того, в этот день состоялась вторая битва при Маг Туиред.
САУИН
Сауин в культуре кельтов - аналог ирландского праздника Самхейн. Сауин отмечался 1 ноября.
САУТ КЭДБЕРИ, ЗАМОК
В Саут Кэдбери, Сомерсет, сохранились развалины древнего городища, датируемого Железным веком. По-видимому, в древности это был религиозный центр кельтов; особый интерес представляют останки молодого мужчины, погребенного под стеной. Он был захоронен здесь либо в качестве талисмана на удачу, либо в виде жертвы богам, чтобы умилостивить их, однако не вполне ясно, умер ли он естественной смертью, или же это было человеческое жертвоприношение. Была ли у кельтов практика человеческих жертвоприношений или нет - это вопрос дискуссионный, и юноша мог погибнуть в бою или умереть от какой-нибудь болезни. С другой стороны, в городище найдены следы жертвоприношений животных и сохранились даже останки молодых домашних животных - поросят, телят и ягнят. Замок Саут Кэдбери - один из предполагаемых прототипов легендарного Камелота (см. главу 23).
СВАСТИКА
На землях Европы, заселенных кельтами, свастика, как и колесо, служила излюбленным солярным символом. Изображения свастики встречаются на каменных алтарях, в орнаментальном декоре артефактов. Иногда свастика изображается отдельно, иной раз ее дополняет колесо. Предполагается, что она, как и прочие солярные знаки, служила символом успеха и удачи.
СВЯТОЙ ГРААЛЬ см. ГРААЛЬ
СГЕОЛАН, или СКЕОЛАН
В мифологии ирландских кельтов Сгеолан - один из двух верных псов Финна Мак Кумалла; вторым был Бран (2) (см. главу 15).
СЕДАНТА см. СЕТАНТА
СЕКВЕНА
В мифологии кельтов Галлии Секвена - богиня истока реки Сены, давшая ей свое имя. Неподалеку от этого истока обнаружено древнее святилище, в котором найдены различные артефакты, служившие жертвенными дарами. В легендах богиня часто ассоциируется с уткой.
СЕМИОН
В мифологии ирландских кельтов Семион - сын Стариата. Именно от него происходили знаменитые Фир Болг.
СЕНМАГ
В мифологии ирландских кельтов - 'Старая Равнина', первозданная земля Ирландии. Именно здесь вымерло все племя Парталона (см. главу 6).
СЕНАХ
В мифологии ирландских кельтов Сенах - воин, с которым Кухулин вступил в бой и победил его.
СЕНХА
В мифологии ирландских кельтов Сенха - верховный судья и поэт Ольстера во время правления Конхобара Мак Нессы.
СЕНХАН ТОРПЕЙСТ
В мифологии ирландских кельтов - главный бард Ирландии, живший в VII в. По преданию, Сенхан получил от святых позволение воскресить из мертвых Фергуса Мак Рота, чтобы узнать от него обо всех перипетиях, связанных с похищением быка из Куальгне.
СЕРА
В мифологии ирландских кельтов Сера - отец Парталона (см. главу 6). Согласно некоторым источникам, именно Сера, а не Парталон был мужем Дилгнейд.
СЕРБАН
В мифологии ирландских кельтов Сербан - одноглазый великан, приставленный, чтобы охранять волшебную рябину, выросшую из ягодки, случайно оброненной кем-то из богов Туатха Де Данаан. Отличался свирепым видом, и каждый, кто видел его, испытывал ужас. По легенде, убить великана можно было, только нанеся ему три удара его собственной железной дубинкой (палицей). В конце концов Сербана убил Диармайд уа Дуибхне (см. главу 15).
СЕРЫЙ ИЗ МАХИ
В мифологии ирландских кельтов - боевой конь Кухулина (см. главу 12).
СЕТАНТА, или СЕДАНТА
В мифологии ирландских кельтов - имя Кухулина в отрочестве. Свой первый подвиг - одолев и убив пятьдесят слуг Конхобара Мак Нессы, - он совершил, когда еще носил это имя.
СИДХ (мн. число СИДХЕ)
В мифологии ирландских кельтов после поражения от Сынов Мил Эспэйна каждому божеству клана Туатха Де Данаан было отведено особое владение в Потустороннем (точнее говоря, подземном) мире. Такое владение называлось сидх, что означает курган или холм. Впоследствии это слово стало употребляться в качестве названия обители бога. Каждый бог считался Фер-Сидхе, то есть