А.ИБРАГИМОВ. НАРОДНЫЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ ЮЖНОЙ ИНДИИ
Народ - зорок и наблюдателен. Слово народа - ярко, метко и остро.
Народные повести и рассказы Южной Индии еще одно тому подтверждение.
В Южной Индии говорят на четырех основных языках: тамильском, телугу,
малаяльском и каннада. Языки хотя и родственные, но разные. Однако многие
из любимых героев народной литературы - общие для всего Юга. Они привычные
гости в домах индийцев и развлекают их остроумными шутками и веселыми
выходками. Их смех отнюдь не пустое зубоскальство. Это орех, содержащий в
себе ядро глубокого смысла.
Общность южноиндийского фольклора имеет свое историческое объяснение. В
XIV - XVI вв. весь Юг был сплочен в могущественную империю Виджаянагар.
Самым знаменитым, самым прославленным правителем этого огромного
государства был Кришна Дева Райя, который также оставил по себе память как
ученый и поэт, автор книги "Амуктамальята". В должности его главного
советника, или, пользуясь современным словом, - министра, подвизался
Аппаджи, человек, бесспорно, выдающийся, о котором, к сожалению,
сохранились лишь очень скудные сведения. При императорском дворе блистал
поэт-острослов Тенали Раман. Эти трое - Кришна Дева Райя, Аппаджи и Тенали
Раман - обрели вторую жизнь в народном творчестве Южной Индии. Разумеется,
фольклорный император, его министр и придворный поэт мало походят на своих
реальных прототипов. В переосмыслении образа Кришны Девы Райи народное
воображение явно берет реванш за те бесчисленные муки и страдания, которые
пришлось претерпеть небогатым и незнатным южноиндийцам от многочисленных
царей и царьков - их угнетателей. Император в народных рассказах
простодушен до глупости, по временам жесток и коварен. Советник Аппаджи
легко одерживает над ним верх во всех спорах и столкновениях. А выходец из
простого народа, весельчак и балагур Тенали Раман превосходит остротой ума
и находчивостью не только самого Кришну Деву Райю, но и его правую руку
(если не сказать - голову) - министра Аппаджи.
Простолюдин и герой другого цикла рассказов - Мариядей Раман. Благодаря
природной сметливости и мудрости он становится царским судьей, воплощая в
себе народные идеалы справедливости. честности и бескорыстия.
Демократические устремления, свойственные южноиндийскому фольклору, со
всей полнотой проявляются в обрамленных "Повестях советника
Маданакамараджана". Дочь простого торговца мстит за свою обиду надменному
царскому сыну. Насмешка не щадит ни земных, ни даже небесных владык.
Профессиональный деревенский игрок в кости дурачит бога смерти Яму и
богов, составляющих высший пантеон, - Шиву, Вишну и Брахму.
Народное литературное творчество процветало на индийской земле с
глубокой древности. Известно, что такие замечательные памятники индийской
литературы, как "Джатаки", "Панчатантра", "Хитопадеша", "Жизнь Викрамы,
или Тридцать две истории царского трона", воздвигнуты на фольклорном
постаменте. С этими сборниками рассказов, притч, несомненно, перекликаются
народные повести и рассказы Южной Индии. Напрашивается и параллель с
североиндийскими "Поучительными историями о падишахе Акбаре и его
советнике Бирбале" (М., "Художественная литература", 1976). И все же
оригинальность, первозданность южноиндийского фольклора самоочевидна. И
шутливо-мудрые народные повести и расссказы Южной Индии имеют все права на
внимание наших читателей.
* Из "Повестей советника Маданакамараджана" *
КАК ПРОСТОЙ СМЕРТНЫЙ ПЕРЕХИТРИЛ БОГА СМЕРТИ
Жил в стране Чола[*] на берегу реки Кавери некий человек. С самого
детства любил он азартные игры, - и в родной деревне его прозвали
"Игроком". Был он чрезвычайно смел, дерзок и находчив на язык и в
плутовстве не имел себе равных. Целые дни играл он в кости. и ничем другим
не хотел заниматься.
[* Чола - государство на юге Индии, которым правила династия Чола.
{Здесь и далее примечания А. Ибрагимова.)]
Каждое утро, после омовения и завтрака, хватал он игральную доску и
косточки, выходил на улицу, набрасывался на первого же встречного и чуть
не силком заставлял его играть с собой. В игре он не брезгал никакими
хитростями, кидал косточки за двоих, и подчистую обобрав своего
противника, прогонял его без всякой жалости. Поэтому, едва завидев игрока,
все жители деревни бросались врассыпную. "Опять