заключено и одном слове: слово это состоит из четырех букв: это -
еврейская Тетраграмма, Азот алхимиков, Тот Цыган и Таро Каббалистов. Это
слово, выраженное столь различными способами, для профанов обозначает
Бога, для философов человека и дает адептам последнее слово человеческих
знаний и ключ с божественной власти; но пользоваться им умеет только тот,
кто понимает необходимость никогда его не разглашать. Если бы Эдип,
вместо того, чтобы убивать сфинкса, укротил его и запряг в свою
колесницу, он был бы царем без кровосмешения, без несчастий и изгнания.
Если бы Психея, покорностью и ласками, заставила Амура открыться, она бы
его никогда не потеряла. Любовь - один из мифологических образов великих
секрета и агента, потому что она одновременно выражает действие и
страсть, пустоту и полноту, стрелу и рану. Посвященные должны понять
меня, а ради профанов не должно слишком много говорить об этом. После
чудесного золотого осла Апулея мы не находим более магических эпопей.
Наука, побежденная в Александрии фанатизмом убийц Гипатии, стала
христианской, или вернее, скрывается под христианскими покровами вместе с
Аммонием, Синезием и анонимным автором сочинений Дионисия Ареопагита. В
это время нужно было поступать так, чтобы чудеса прощались под видом
суеверий, а наука - вследствие ее непонятности. Воскресили
иероглифическое письмо, изобрели пантакли и знаки, резюмировавшие целую
науку в одном знаке, целую серию стремлений и откровений в одном слове.
Какова же была цель стремившихся к знанию? Они искали секрет великого
дела или философский камень, или вечный двигатель, или квадратуру круга;
все эти формулы часто спасали их от преследования и ненависти, заставляя
считать их безумными, и в то же время все они выражали одну из сторон
великого магического секрета, как мы это позже покажем. Это отсутствие
эпопей продолжается вплоть до нашего романа 'Розы'; но символ розы,
выражающий также таинственное и магическое значение поэмы Данте, взят из
каббалы, и нам пора уже приступить к этому необъятному и скрытому
источнику всемирной философии.
Библия со всеми ее аллегориями, только очень неполно и скрытым образом,
выражает религиозное учение Евреев. Книга о которой я уже говорил,
священные знаки которой объясню позже, - книга, которую Вильгельм Постель
называет 'Бытием Еноха', конечно, существовала гораздо раньше Моисея и
пророков, ученье которых в основе тождественное с учением древних
Египтян, также имело свой экзотеризм и свои покровы. Когда Моисей говорил
с народом, рассказывает аллегорически священная книга, он покрывал свое
лицо и снимал это покрывало только тогда, когда говорил с Богом: такова
причина воображаемых нелепостей библии, над которыми так усердно-
упражнялось сатирическое вдохновенье Вольтера. Книги писались только для
того, чтобы припомнить преданье, и писались они символами, совершенно
непонятными для профанов. Впрочем, 'Пятикнижье' и поэзия пророков были
только самыми элементарными книгами .либо вероученья, либо морали, либо
литургии; истинная тайная и традиционная философия была записана гораздо
позже под еще менее прозрачными покровами. Так родилась вторая,
неизвестная или, вернее, непонятая христианами библия; по их словам,
собрание чудовищных нелепостей (в данном случае верующие, соединяясь в
общем невежестве, говорят тоже, что и не верующие); памятник, говорю я,
содержащий в себе самое возвышенное, - что только смог создать или
вообразить философский и религиозный гений; сокровище, окруженное шипами;
алмаз, скрытый, в, грубом и мрачном камне... Надеюсь, читатели уже
догадались, что я говорю о Талмуде.
Странная судьба евреев! Козлы отпущения, мученики и спасители мира!
Живучая семья, храбрая и жестокая раса, которую не могли уничтожить
никакие преследования, так как она еще не выполнила своей миссии. Разве
не говорят наши апостольские предания, что, после упадка веры у
язычников, спасение еще раз должно прийти из дома Иакова, - и тогда
распятый Иудей, которого обожали христиане, вложит власть над миром в
руки Бога, своего отца?
Проникая в святилище Каббалы, поражаешься изумлением, при виде учения
столь логического, столь простого и в то же время столь абсолютного.
Необходимое согласие идей и знаков; освящение самых основных реальностей
первичными признаками; троичность слон, букв и чисел; философия простая,
как азбука, глубокая и бесконечная, как само Слово; теоремы, полнее и
светлее теорем Пифагора; теология,